Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

военная сцена взятiя города штурмомъ. Въ одномъ изъ угловъ картины воины, очивидно, изъ числа осаждающихъ непрiятельскiй городъ, несутъ на плечахъ нсколько идоловъ. Объ обрядномъ ношенiи изображенiй боговъ въ Гiераполис, въ Сирiи, упоминаетъ Лукiанъ.

Балтiйскiе славяне также носили изображенiя боговъ своихъ передъ войскомъ, отправляясь въ походъ. Лютичи, по свидтельству Титмара, 'слдовали за своими богами, которые имъ предшествовали'. По словамъ того же автора, славяне, въ числ 30

43

частью пшихъ, частью конныхъ отрядовъ, разрушили непрiятельское имущество, при помощи своихъ боговъ. И эти слова слдуетъ понимать такъ, что названные воины шли въ бой, неся съ собою своихъ боговъ.

Въ то время какъ вс до сихъ поръ разсмотрнныя черты идоловъ (и храмовъ) балтiйскихъ славянъ тсно сближаютъ ихъ съ соотвтствующими предметами культа древнихъ восточныхъ народовъ семитскихъ или подчиненныхъ семитскому влiянiю, въ нихъ проявляется одна весьма характеристическая черта древне-apiйская, а именно-многiя балтiйско-славянскiя божества изображались о нсколъкихъ головахъ или лицахъ: Триглавъ имлъ три головы или три лица, Святовитъ-четыре головы, Руiевитъ-семь лицъ, Поревитъ-пять головъ, Поренутъ четыре лица (и пятое на груди). Многоглавiе боговъ можетъ быть прослжено у многихъ народовъ арiйскаго племени.

Одинъ изъ древнйшихъ боговъ, упоминаемыхъ въ Ведахъ, былъ Триглавъ (трисиросъ). Трехголовыми являются у древнихъ грековъ пеласгiйскiй богъ Гермесъ и фракiйская богиня Геката; у кельтовъ-Cernunnos; у балтiйскихъ славянъ-Триглавъ. Подробне о трехглавахъ и тройственныхъ богахъ я говорю въ другомъ очерк: 'Кто былъ Троянъ и т. д.'? Четерехлицыми представлялся Варуна въ Ведахъ, позже изображались Брама, Вишну, Рава у индiйцевъ; четырехлицымъ (позже двулицымъ) представлялся и изображался Янусъ у древнихъ италиковъ, четырехголовымъ- Святовитъ у балтiйскихъ славянъ, имвшiй храмы во многихъ мстахъ. Пространное разсужденiе о Святовит помщено въ моей книг: 'Бож. др. слав.' I, 126-139. Нагроможденiе въ изображенiяхъ божествъ головъ или лицъ (какъ въ Индiи, кром того, еще нагроможденiе рукъ, ногъ) имло, несомннно, аллегорическое значенiе.

В. Верховный жрецъ.

Изъ святилищъ балтiйскихъ славянъ наибольшимъ почетомъ и извстностью пользовалось святилище Святовита Арконскаго на остров Руян. Оно служило главнымъ, первенствующимъ религiознымъ центромъ всхъ балтiйскихъ славянъ.Жрецъ Арконскаго храма, по свидтельству Саксона Грамматика, вопреки обыкновенiю страны, не стригъ ни головы, ни бороды. Онъ слдовалъ въ данномъ случа,

44

несомннно, древней традицiи, о которой упоминается уже въ закон Моvсеевомъ, предписывающемъ назареямъ не обстригать волосъ: 'если мужчина или женшина ршится дать обтъ назарейства, чтобы посвятить себя въ назареи Господу, то... во вс дни обта назарейства его бритва не должна касаться головы его.., долженъ растить волосы на голов своей'.

Тотъ же жрецъ, по свидтельству Гельмольда, почитался народомъ выше князя,- Это опять характеристическая черта, встрчающаяся у народовъ древняго востока. Чмъ боле мы приближаемся къ Сирiи и Перciи', замчаетъ Мори, 'тмъ боле прояв ляется преобладанiе феократической формы правленiя. Верховный жрецъ въ культахъ многочисленныхъ божествъ восточнаго происхожденiя является вмст съ тмъ и главою страны'. Такъ напр., жрецъ Анаиты въ Цел (Понтiйской провинцiи) въ древности обладалъ здсь верховнымъ авторитетомъ; жрецу богини Ма въ Коман (въ Каппадокiи) жители повиновались боле, чмъ управлявшему ими царю; въ Маримен (въ Каппадокiи же) жрецъ бога, называвшагося греками Зевеcомъ, игралъ посл жреца команскаго первую роль въ данной провинцiи.-Высокое, первенствующее значенiе верховнаго жреца Руянъ опять является, слдовательно, основаннымъ на древнихъ восточныхъ преданiяхъ.

Г. Загадочныя параллели.

Изъ всего вышеизложеннаго нельзя не вывести заключенiя, что своеобразный языческiй культъ балтiйскихъ славянъ, столь рзко отличающiйся во многихъ отношенiяхъ отъ культовъ прочихъ славянъ, заключаетъ въ себ множество элементовъ семитскихъ и отчасти малоазiйскихъ, проникшихъ сюда путями, вовсе еще не изслдованными, но отрицать которые невозможно, въ виду несомннныхъ, достоврныхъ фактовъ, записанныхъ современными лтописцами, которые не могутъ быть подозрваемы въ сообщенiи праздныхъ измышленiй о предметахъ и явленiяхъ, ими виднныхъ и тщательно отмченныхъ. Балтiйско-славянскiе храмы, какъ мы видли, и по плану своей постройки, и по украшенiямъ стнъ и воротъ, и по заключавшимся въ нихъ