Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

и въ Кёнигсгрецкомъ округ въ Богемiи. Ушки и выступы на нкоторыхъ изъ нихъ свидтельствуютъ о томъ, что он прикрплялись къ чему-то: вроятно-къ стнамъ комнатъ, въ качеств домовыхъ божковъ. Въ земл Редарей найдены и маленькiя изображенiя быковъ, которыя, быть можетъ, также служили предметами домашняго культа.

Переходя, затмъ, къ общественнымъ идоламъ, стоявшимъ у балтiйскихъ славянъ въ рощахъ, на горахъ, холмахъ, площадяхъ и въ храмахъ, опять встрчаемъ необыкновенныя, неожиданныя аналогiи съ народами азiатскими. Авторы книгъ ветхаго завта весьма часто упоминаютъ объ идолахъ народовъ, жившихъ по сосд

41

ству съ Израилемъ; изъ словъ ихъ видно, что идолы эти были деревянные или глиняные, обложенные мдью, серебромъ или золотомъ, иногда каменные, часто литые изъ металла, преимущественно изъ серебра или золота. 'Боговъ литыхъ не длайте себ, говорилъ Господь Моvсею. Оставленные филистимлянами истуканы были сожжены Давидомъ, слдовательно, они были деревянные. Точно такъ и Iуй сжегъ въ Самарiи статуи, вынесенныя изъ храма Ваалова, a Iociй сокрушилъ, рзные и литые кумиры', поставленные въ Iерусалим впавшимъ въ язычество народомъ. 'Идола выливаеть художникъ, и золотильщикъ покрываетъ его золотомъ и придлываетъ серебряныя цпочки', говорить пророкъ Исаiя. 'Вырубаютъ дерево въ лсу', пишетъ пророкъ Iеремiя, 'обдлываютъ его руками плотника при помощи топора, покрываютъ серебромъ и золотомъ, прикрпляютъ гвоздями и молотомъ, чтобы не шаталось'. Навуходоносоръ сдлалъ золотой истуканъ, вышиною въ шестьдесятъ локтей, шириною въ шесть локтей. Валтасаръ и его вельможи, по словамъ пророка Данiила, 'пили вино и славили боговъ золотыхъ, серебряныхъ, мдныхъ, желзныхъ, деревянныхъ и каменныхъ'. О вавилонскомъ идол Вила (Bilu, Bel) тотъ же пророкъ выражается такъ: 'онъ внутри глина, а снаружи мдь'. Геродотъ и Дiодоръ разсказываютъ о золотыхъ истуканахъ боговъ въ вавилонскомъ храм Вила, Лукiанъ упоминаетъ о стоявшихъ въ гiераполисскомъ храм золотыхъ идолахъ бога и богини, которыхъ онъ называетъ именами Зевеса и Геры. Евреи, не разъ впадавшiе въ идолопоклонство, сооружали себ подобныхъ же боговъ въ образ человка или тельца. Дiодоръ упоминаетъ о мдномъ идол Крона (Ваала) въ Карфаген. По словамъ Аппiана, колоссальный истуканъ кофонскаго (на сверномъ берегу Африки) храма былъ вызолоченъ. Древнiе греки и Этруски также воздвигали богамъ своимъ, по примру азiатскихъ народовъ, золоченые или богато украшенные золотомъ истуканы.

Идолы балтiйскихъ славянь были также частью деревянные, частью металлическiе, золотые и мдные (о каменныхъ истуканахъ старинныя свидтельства умалчиваютъ). Первые нердко были колоссальной величины и украшены металлическими аттрибутами. Идолы въ Гостьков отличались невроятнымъ, по словамъ Эбона (XII в.), изяществомъ отдлки и были столь удивительной величины, что нсколько паръ быковъ едва могли сдви

42

нуть ихъ съ мста. Кумиръ Святовита Арконскаго превосходиль ростъ человка. Идолъ Руiевита, по свидтельству Саксона, толщиною превосходилъ человческое тло, а высокъ былъ такъ, что Абсолонъ, принимавшiй участiе въ разрушенiи его святилища, будучи самъ очень высокаго роста, едва могъ достать его подбородокъ ручнымъ своимъ топоромъ. Истуканъ Святовита Арконскаго держалъ въ рук рогъ, сдланный изъ разныхъ металловъ; ножны и черенъ огромнаго меча его, кром красивыхъ рзныхъ фигуръ, были украшены отличною серебряною отдлкою; щитъ Яровита Волегастскаго былъ обтянутъ золотомъ. Идолъ, стоявшiй въ одномъ изъ городовъ Вагрiи, упоминаемый Видукиндомъ подъ именемъ Сатурна, былъ сдланъ изъ мди; идолъ Триглава въ Волыни былъ золотой, другiя небольшiя изваянiя волынскихъ боговъ были украшены серебромъ и золотомъ; истуканъ Радегаста въ Ретрскомъ храм былъ золотой; идолъ Триглава въ Штетин имлъ покрывавшую три лица его золотую повязку; истуканъ Черноглава (на остров Руян) изображенъ былъ съ серебряными усами; у идола въ образ старца, описаннаго Масуди, голова была золотая.

Главными аттрибутами боговъ балтiйскихъ славянъ служили мечь (у Святовита Арконскаго, Руiевита Кореницкаго), скира (у Радегаста бодричей), наконецъ, щитъ (у Яровита Волегастскаго).-'Иметъ мечъ въ правой рук и скиру', говорить пророкъ Iеремiя о богахъ вавилонскихъ.

'Вы увидите въ Вавилон боговъ серебряныхъ, золотыхъ и деревянныхъ, носымыхъ на плечахъ'... замчаетъ тотъ же пророкъ, 'безногiе, они носятся на плечахъ'. Картину древне-ассирiйской религiозной процессiи съ истуканами боговь можно видть у Лаярда (Lajard: The monum. of Ninev.). Тамъ же изображена