Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

былъ обычай праздновать поминки по усопшимъ.

Въ число обрядныхъ дйствiй, которыми и нын еще въ нкоторыхъ мстахъ у южныхъ славянъ сопровождается гореванiе по умершимъ, издревле принадлежало обыкновенiе длать нарзы на тл и царапины на лиц, а также обстригать волосы въ

26

знакъ великой скорби: въ Черногорiи, при оплакиванiи мертвыхъ, многiе исцарапываютъ себ лица, струящуюся же изъ царапинъ кровь не стираютъ и не смываютъ, и нкоторые по нскольку недль ходятъ съ лицомъ, испещреннымъ засохшею кровью. Кром того, женщины иногда обрзываютъ себ волосы или, по крайней мр, ходятъ первое время посл смертнаго случая съ непокрытой головой. Сербы также нсколько времени ходятъ безъ шапокъ, т.-е. съ обнаженной головой. Въ Черногорiи мать и сестры умершаго обрзываютъ себ косы и кладутъ въ могилу, вмст съ покойникомъ. Чехи, по словамъ хроники Бльскаго, оплакивая смерть Любуши, бросали въ разведенный для могилы огонь обрзанные волосы и ногти. 'Ни кожекроенiя не творятся, ни лицедранiя, говорится въ житiи Константина Муромскаго. По свидтельству Кадлубка (ум. 1223 г.), по случаю смерти польскаго князя Казимiра, 'можно было видть, какъ съ исцарапанныхъ ногтями лицъ нкоторыхъ женъ и двицъ кровь текла струями', нкоторые наносили себ раны другими орудiями. Названный выше мусульманскiй писатель Ибнъ-Даста говоритъ, что славянскiя женщины, 'когда случится у нихъ покойникъ, царапаютъ себ ножомъ руки и лицо',-Лукiанъ (въ II вк по Р. Хр.) описываетъ сходный обрядъ оплакиванiя мертваго во времена Римской имперiи: 'начинается плачъ и голошенiе женщинъ (голошенiя плакальщицъ до сихъ поръ въ обыча у славянъ), вс проливаютъ слезы, ударяютъ себя въ грудь, вырываютъ себ волосы и исцарапываютъ себ до крови щеки'. Скифы, по свидтельству Геродота, въ знакъ скорби, по случаю смерти царя, отрзали себ уши, обстригали волосы, длали нарзы на рукахъ, исцарапывали себ лобъ и носъ, прободали стрлою лвую руку. Сходный обычай съ древнйшихъ временъ извстенъ былъ и у народовъ азiатскихъ, о чемъ свидтельствуютъ многiе тексты Ветхаго завта, напр.: 'не длайте нарзовъ на тл вашемъ и не выстригайте волосъ надъ глазами вашими по умершемъ'. Прор. Iеремiя такъ изображаетъ картину скорби моавитянъ о постигшей ихъ гибели: у каждаго голова гола и у каждаго борода умалена, у всхъ на рукахъ царапины' . ' Снимая съ себя волосы, остригись, скорбя о нжно любимыхъ сынахъ твоихъ; расширь изъ-за нихъ лысину', пишетъ прор. Михей. По словамъ Лукiана, финикiянки въ Вивл, оплакивая ежегодно смерть Адониса, обстригали

27

себ волосы; тоже самое длали и египтянки, по случаю смерти божественнаго быка Аписа. По египетскому сказанiю, Изида, узнавъ о гибели Озириса, отрзала прядь волосъ съ головы своей и облеклась въ траурное одянiе. О приношенiи, въ честь умершихъ, на могилу ихъ волосъ, практиковавшемся на остров Делос, упоминаетъ Геродотъ. Итакъ, поминальные обряды славянъ опять представляютъ тсную связь съ таковыми-же обрядами народовъ древняго Mipa.

6. ПЕРЕРЯЖИВАНIЯ.

Повсемстно распространенный въ Европ обычай рядиться, именно на святкахъ и на масляниц, а равно и во время майскаго (весенняго) праздника, коренится также въ глубокой древности. Праздники святокъ и масляницы, и по времени отправленiя, и по характеру своему, представляютъ несомннное родство съ сопряженными съ переряживанiями же праздниками январскихъ календъ и либералiй (въ март) древнихъ римлянъ и малаго и великаго Дiонисовыхъ торжествъ древнихъ грековъ (отправлявшихся въ декабр и март); празднества эти, находясь въ тсной, неразрывной связи съ культомъ соотвтствующихъ боговъ (Януса, Либера, Дiониса), имли релiгiозно-обрядный характеръ.

Не связана-ли основная мысль переряживанiя мужчинъ въ женскiя платья и женщинъ въ мужскiя съ религiознымъ воззрнiемъ народовъ семитскихъ, вообще оказывавшихъ немалое влiянiе на культуру европейскихъ apieвъ? Въ сред семитскихъ народовъ возникло представленiе о соединенiи въ одномъ божественномъ лиц свойствъ двухъ половъ, словомъ-о гермафродитизм. Такъ, напр., въ Сирiи Астарта и Ваалъ слились въ одно двуполое божество; въ книг Товита упоминается о приношенiи жертвы 'Ваалу юниц; въ Пафос высокимъ уваженiемъ пользовалась статуя бородатой Афродиты. Въ Сирiи, въ извстные торжественные дни въ честь Ваала, жрецы и поклонники двуполаго бога являлись въ красноватыхъ прозрачныхъ женскииъ сорочкахъ и прочемъ женскомъ одянiи, между тмъ какъ женщины одвались въ мужское платье и вооружались мечами и копьями. На остров Кос, по свидтельству Плутарха, жрецъ Геракла приносилъ