Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

Азии знает, что это всего лишь

бессовестное надувательство.

Чтобы показать, какую путаницу внесло ошибочное понимание европейцами значения

этого слова, я думаю, будет достаточно сказать, что, побывав почти во всех

странах, где, как представляется жителям Европы, этих факиров должно быть

больше, чем мух, я не встретил ни одного. Но совсем недавно я 'имел счастье'

видеть настоящего фахра - в азиатском значении этого слова. И где бы вы думали?

Нет, не в Индии или другом уголке Азии, а в самом центре Европы, в городе

Берлине.

Я шел по Курфюрстендамм, направляясь к центральному входу Зоологического сада,

когда заметил на газоне калеку без обеих ног, который, сидя на тележке, крутил

ручку допотопной шарманки.

В Берлине, столице Германии, как и в других центрах современной цивилизации,

запрещается открыто просить милостыню, но всякий, кто хочет заниматься этим и не

иметь неприятностей с полицией, может без помех крутить ручку шарманки,

продавать пустые спичечные коробки или непристойные открытки.

Этот нищий, одетый в форму германского солдата, выступал с шарманкой, которая

почти не играла. Когда я, проходя мимо, бросил ему несколько мелких монет и

рассеянно заглянул в лицо, мне показалось, что я знаю этого человека. Я не стал

его расспрашивать, так как ни в те времена, ни сейчас не отваживаюсь

заговаривать первым на улице на своем ломаном немецком.

Когда, закончив свои дела, я возвращался обратно тем же самым путем, инвалид был

на прежнем месте. Я замедлил шаг и пристально вгляделся в его лицо, пытаясь

вспомнить, где я видел этого человека, но и на этот раз память подвела меня. И

только значительно позже, сидя в кафе, я понял, что это был муж одной дамы,

которая пришла ко мне несколько лет тому назад в Константинополе с просьбой

оказать ей медицинскую помощь. Ее мужем был, если не ошибаюсь, бывший русский

офицер, эмигрировавший в Константинополь вместе с армией барона Врангеля.

Постепенно я припомнил, что у этой женщины было выбито плечо, а все тело покрыто

синяками. Пока я пытался вправить ей выбитый сустав, она рассказала мне, что ее

избил муж за то, что она не захотела продать себя за приличную сумму богатому

испанскому еврею. С помощью докторов Викторова и Максимовича я кое-как вправил

ей плечо, и она ушла.

Через две или три недели после этого, когда я сидел в русском ресторане под

названием 'Черная роза', эта женщина подошла ко мне. Указав на мужчину,

сидевшего за ее столиком, она сказала: 'Это мой муж. Я вернулась к нему. Он

неплохой человек, просто иногда теряет самообладание'. Проводив ее глазами, я

наконец понял, кем она была. Все оставшееся время, что я провел в этом

ресторане, я не спускал глаз с ее мужа, потому что меня интересовал этот редкий

тип людей.

И вот теперь тот же самый русский офицер, без ног, в форме солдата германской

армии, крутил ручку сломанной шарманки и собирал мелкие монеты. За день

сердобольные прохожие насыпали целую шапку монет этой несчастной жертве войны.

Вот кто, по-моему, был настоящим факиром в том значении этого слова, которое ему

придают жители Азии. А что касается его ног, так дай Бог мне иметь всю жизнь

такие крепкие и здоровые, как у него!

Но довольно об этом, вернемся к прежнему повествованию.

Итак, мы увидели азнавуряна и, поприветствовав его, уселись на землю рядом с

ним. Прежде чем перейти к расспросам, мы начали разговор издали, соблюдая все

традиционные правила вежливости, принятые в этой местности.

Следует заметить, что психология жителей этого региона принципиально отличается

от психологии европейцев. У последних обычно что на уме, то и на языке. У

азиатов это не принято, они обладают амбивалентной психологией. Как бы вежлив и

радушен ни был в общении с вами представитель этих народов, он при этом может

ненавидеть вас всеми фибрами своей души и только о том и думать, как бы

причинить вам какое-нибудь зло.

Многие европейцы, десятилетиями живущие среди азиатов, так иногда и не осознают

этой их характерной особенности и судят о них по себе, из-за этого очень часто

попадая в различные неприятные и даже опасные ситуации, которых вполне можно

было избежать. Коренные обитатели азиатского континента очень горды и

самолюбивы. Каждый азиат, вне зависимости от социального и материального

положения, требует проявления к себе внимания и уважения.

В их среде не принято в разговоре сразу переходить к главному. Следует

переходить к тому, что вас интересует, как бы невзначай, между прочим. Если вы

не