Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

то, к чему стремится. Так и с

вином: когда процесс брожения закончится, вы можете добавлять в него спирт в тех

количествах, которые считаете необходимыми, добиваясь определенной крепости

напитка'.

Отец Борш имел весьма оригинальное мировоззрение, которое принципиально

отличалось как от взглядов окружавших его людей, так и от всего того, что я

успел почерпнуть в книгах.

Я приведу здесь некоторые из его идей, позволяющих ознакомиться с его

представлениями о личности человека.

Он говорил: 'Человек, не достигший зрелости, не несет ответственности за свои

поступки, хорошие или плохие, вольные или невольные. Лицами, отвечающими за все,

являются его близкие - люди, намеренно или случайно взявшие на себя обязанность

подготовить его к сознательной жизни.

Детство и юность даются человеку, неважно, женщина это или мужчина, для того,

чтобы в нем сформировалась сознательная личность. Взрослея, человек как бы

продолжает находиться в 'материнском лоне', и только выйдя из него, наделяется

личной ответственностью за все, что он делает.

Согласно законам природы, как утверждают мудрые люди, процесс созревания

заканчивается у мужчин к 20-23 годам, у женщин - к 15-19 годам, в зависимости от

климатических условий местности, где они росли.

Эти периоды обусловлены законами природы, но, к сожалению, это еще не стало

общепризнанным фактом.

По моему мнению, современная педагогика крайне небрежно относится к вопросам

пола, которые играют важнейшую роль в жизни каждого человека.

Что касается ответственности за свои действия, то большинство современников,

достигших зрелости или даже перешагнувших этот рубеж, как ни странно это может

показаться на первый взгляд, не виноваты, по моему мнению, во многих своих

скверных поступках, так как они вызваны нарушением законов природы.

Одна из самых главных причин совершения людьми немотивированных асоциальных

действий состоит в том, что в этом возрасте молодые люди часто испытывают

недостаток в общении с лицами противоположного пола, необходимом для

полноценного развития и самосовершенствования личности, и поэтому находятся в

состоянии внутреннего дискомфорта.

Вот почему человеку, достигшему зрелости, совершенно необходимо иметь рядом лицо

противоположного пола, для того чтобы вести гармоничную полноценную жизнь.

Наши далекие предки понимали это очень хорошо и считали необходимым для

нормального развития общества достижение гармонии в семейных отношениях.

У древних народов даже был обычай обручать своих маленьких детей: мальчиков с

семи лет и девочек с годовалого возраста. С момента помолвки родители будущих

супругов брали на себя обязательство всячески содействовать развитию у своих

детей привычек, вкусов и склонностей, которые окажут благотворное влияние на их

совместную жизнь'.

Я также очень хорошо помню, как отец и Борш повторяли: чтобы в зрелом возрасте

человек мог стать полезным членом общества, а не паразитировать на нем, его

воспитание должно опираться на десять основных принципов.

С раннего детства ребенку необходимо исподволь внушать следующее:

- Веру в неизбежное наказание за ослушание.

- Веру в то, что вознаграждение дается только по заслугам.

- Любовь к Господу, но безразличие к святым.

- Неприятие жестокого обращения с животными.

- Боязнь обидеть родителей и учителей.

- Отсутствие страха перед чертями, мышами и змеями.

- Способность радоваться тому, что имеешь.

- Желание сохранить добрые отношения с окружающими.

- Терпеливое отношение к физическим страданиям.

- Стремление зарабатывать 'свой кусок хлеба' как можно раньше.

К моему глубокому сожалению, мне не довелось присутствовать при последних днях

жизни этого достойного человека и заплатить последний долг в земной жизни моему

незабвенному учителю, моему второму отцу.

Однажды в воскресный день, через много лет после его кончины, священнослужители

карского собора были очень удивлены и крайне заинтересованы тем, что какой-то

незнакомец заказал полную заупокойную службу для того, кто лежал в одинокой и

всеми забытой могиле. Они в недоумении переглядывались, видя, что этот никому не

известный человек с трудом сдерживает подступавшие к глазам слезы.

Покойтесь с миром, дорогой учитель. Не знаю, оправдал ли я ваши надежды, но в

течение всей моей жизни я нерушимо следовал вашим заповедям.

ЧАСТЬ III

БОГАЕВСКИЙ

Богаевский, или отец Евлиссий, в настоящее время жив и здоров и удостоен чести

служить помощником аббата в главном монастыре Ессейского братства, находящемся