Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

уменьшая или

увеличивая поступление воздуха в организм, вы должны соответственно уменьшить

или увеличить количество других видов 'пищи' и при этом не нарушать равновесия,

что невозможно без исчерпывающего знания всех процессов жизнедеятельности.

Вы знаете свой организм настолько хорошо, чтобы искусственно поддерживать

необходимое равновесие? Вам хотя бы известно, что ваш желудок требует пищи не

только потому, что организм к этому времени испытывает потребность в питании, но

и просто потому что он привык регулярно принимать определенное количество еды?

Мы едим главным образом для того, чтобы удовлетворить вкусовые сосочки,

находящиеся во рту, а также чтобы испытать привычное чувство наполнения желудка.

В его стенках находятся так называемые блуждающие нервы, которые активизируются,

не испытывая давления, что и вызывает ощущение, называемое нами 'чувством

голода'. Таким образом, существуют различные виды 'голода': так называемый

телесный, или физический, и, если можно так выразиться, психологический голод.

Все органы функционируют механически, вне зависимости от нашей воли, в присущем

им темпе, при том, что ритм работы одного органа зависит от ритма работы всех

других. Таким образом возникает определенное равновесие: функционирование одного

органа соотносится с функционированием другого - все взаимосвязано.

Искусственно изменяя ритм дыхания, вы, в первую очередь, изменяете ритм работы

ваших легких, а так как ритм функционирования легких связан, помимо всего

прочего, с ритмом работы вашего желудка, то естественно, что и его ритм

изменяется, сначала в незначительной степени, потом - все больше и больше. Для

того чтобы нормально переваривать пищу, желудок должен функционировать в

определенном темпе. Предположим, что пища задерживается там на один час. Но если

ритм работы желудка меняется, то и время прохождения пищи через желудок тоже

изменится: она будет так быстро проскакивать через этот орган, что у желудка не

будет достаточного количества времени, чтобы сделать все, что он должен делать.

Это относится и ко всем другим органам. Вот почему в тысячу раз лучше бросить

свой желудок на произвол судьбы, чем пытаться повлиять на его работу, не обладая

исчерпывающим знанием своего организма.

Поймите, что наш организм - это очень сложная система. Его органы работают в

разных, строго определенных ритмах, по собственным законам. Изменяя что-то одно,

вы должны изменить все, иначе вместо пользы вы причините вред своему организму.

Искусственное изменение системы дыхания приведет к самым различным заболеваниям.

Как правило, это расширение сердечной мышцы, сужение трахеи, нарушение работы

желудка, печени, почек или возникновение неврозов.

Очень редко тот, кто практикует естественную систему дыхания, не обнаруживает у

себя необратимых изменений физического и психического состояния, и то только в

тех случаях, когда он смог вовремя остановиться. Если же эта система применялась

достаточно продолжительное время - результаты бывают самые разные.

Ведь для того, чтобы починить свой автомобиль, вы должны изучить в нем каждый

винтик, каждую мельчайшую деталь - и только тогда браться за дело. Но если вы не

знаете всего и пытаетесь что-то исправить, вы только делаете хуже, потому что

машина - это очень сложный механизм. Она состоит из множества мелких деталей,

которые ломаются при слишком сильном воздействии на них и которые невозможно

заменить, купив запасные в магазине.

Таким образом, если вы просите совета, я убедительно прошу вас отказаться от

применяемой вами искусственной системы дыхания'.

Мы беседовали с дервишем довольно долго, но я испытывал потребность в более

длительном общении с ним. Я заговорил с князем Любовецким о наших дальнейших

планах. Оказалось, что наши желания совпадают, и, поблагодарив дервиша, мы

сообщили ему, что останемся здесь еще на один-два дня, и попросили разрешения

еще раз встретиться с ним и продолжить беседу Он согласился и даже предложил

нам, если мы пожелаем, прийти к нему вечером после ужина.

Мы пробыли здесь не два дня, как планировали, а целую неделю, приходя к дервишу

каждый вечер, и, увлеченные беседой, часто засиживались за полночь. Сары-оглы и

я переводили нашим товарищам все, что говорил дервиш. Навестив этого мудреца в

день отъезда, мы поблагодарили его и попрощались. И вдруг Еким-бей, обратившись

к нему, сказал в необычайном для него смиренном тоне на персидском языке: 'Отец!

Проведя несколько дней в вашем обществе,