Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

что долгий рассказ утомил моего друга, я предложил отложить продолжение

разговора на другой день, боясь, что такое напряжение помешает выздоровлению

князя. Все время, пока князь болел, мы с Соловьевым навещали его, а когда он

выздоровел и смог покидать свою келью, он стал сам приходить ко мне, и мы каждый

день вели продолжительные разговоры.

Так продолжалось около двух недель до того дня, когда нас позвали в третий

внутренний двор к настоятелю монастыря, который провел с нами беседу с помощью

переводчика. Он назначил нам проводником и помощником одного из старых монахов с

иконоподобным благородным лицом. Было сказано, что этому монаху двести семьдесят

пять лет. После этого мы стали полноправными членами этого братства. Нам

разрешалось ходить по всему монастырю, общаться со всеми монахами. И вот что

меня сразу же заинтересовало. В центре монастырского двора находилось высокое

строение, похожее на храм, где дважды в день для всех, кто жил в монастыре,

устраивались религиозные танцы, в которых участвовали специально обученные

монахи, или же присутствующие слушали религиозные песнопения.

Когда князь Любовецкий полностью выздоровел, он всюду ходил вместе с нами и

объяснял нам все, о чем бы мы его ни спросили. Он был, так сказать, вторым нашим

проводником и помощником. Я не буду описывать в деталях все, что мне довелось

здесь увидеть, может быть, в свое время я посвящу этому отдельную книгу. Но я

хотел бы уделить несколько строчек одной религиозной церемонии, свидетелем

которой мне посчастливилось быть, а также одной загадочной конструкции,

назначение которой я не сразу понял.

Однажды князь Любовецкий получил разрешение взять нас в ту часть монастыря,

которая была предназначена для женщин-монахинь, где они обучались священным

танцам под руководством опытной монахини-учительницы. Князь, зная, что я

интересуюсь законами движения человеческого тела и связью их с психическим

состоянием личности, посоветовал мне посетить этот 'танцевальный класс' и

посмотреть на устройство, с помощью которого обучают танцам юных учениц. Даже на

первый взгляд это устройство казалось очень древним. Оно было сделано из черного

дерева, инкрустированного слоновой костью и жемчугом. Когда это устройство не

использовалось и стояло в сложенном виде, оно напоминало дерево с длинными

опущенными ветвями. Присутствуя во время священнодействия, я увидел, что

устройство состоит из длинного гладкого столба не менее двух метров высоты,

укрепленного на треножнике. От этого столба отходили семь 'ветвей' различных

размеров, каждая из которых в свою очередь состояла из семи сегментов,

увеличивающихся по длине прямо пропорционально расстоянию от столба, то есть

каждая следующая часть была длиннее предыдущей. Каждый сегмент 'ветви' был

соединен с соседним посредством двух полых шаров из слоновой кости. Один шар

находился внутри другого, причем внешний шар не полностью закрывал внутренний,

таким образом конец одного сегмента 'ветви' может быть прикреплен к внутреннему

шару, а конец следующего к внешнему. Эти соединения работали как плечевой сустав

человека и позволяли любому сегменту 'ветви' двигаться в любом желаемом

направлении. На поверхности внутренних шаров были начертаны какие-то символы,

имеющие определенное значение. В этом помещении я заметил еще два таких

устройства, причем возле каждого стоял маленький шкафчик, наполненный

квадратными пластинками из неизвестного мне металла, на которых тоже находились

какие-то надписи. Князь Любовецкий объяснил нам, что эти пластинки только копии,

а оригиналы, сделанные из чистого золота, хранятся у шейха. Знатоки утверждали,

что этим пластинкам и устройству более 4500 лет. Далее князь рассказал, что

надписи на внутренних шарах соответствуют надписям на пластинках, и что

сегменты, скрепленные шарами, нужно размещать определенным образом. Когда все

сегменты установлены в соответствии с определенным планом, юные ученицы часами

рассматривают и запоминают их расположение. Пройдет много лет, прежде чем эти

девочки смогут принимать участие в религиозных ритуалах и исполнять священные

танцы в храме. Они должны овладеть этим искусством в совершенстве. Каждая

позиция танца так же, как и каждое расположение сегментов древнего устройства

наделены определенным смыслом. Они как бы являются отдельными буквами особого

алфавита, известного каждому из обитателей этого монастыря. И когда вечером в

главном храме начинается этот священный ритуал, монахи,