Г. Гурджиев

Встречи с замечательными людьми (Часть 1)

зло, перерезал ему глотку и отнес обратно на кладбище.

Среди приверженцев христианской веры существовало убеждение, что духи вселяются

в тела только умерших татар, так как, согласно обычаю, они зарывают гроб совсем

неглубоко, и злому духу очень легко забраться в тело.

Происшествие ошеломило меня. Какое объяснение я мог придумать? Все обсуждали это

событие, в том числе - мой дядя, уважаемый Георгий Меркуров, и его сын, недавно

закончивший школу и служивший в полиции. Они были гораздо старше меня,

пользовались уважением окружающих и знали столько всего, о чем я не имел ни

малейшего понятия. Заметил ли я на их лицах негодование, горе или удивление?

Нет, казалось, они даже рады, что кому-то удалось вовремя наказать злого духа,

который так и не успел натворить бед.

Я опять засел за книги, надеясь, что с их помощью смогу удовлетворить свое

любопытство. Богаевский, который очень помогал мне, к сожалению, вынужден был

вскоре уехать, так как получил место капеллана в одном из гарнизонов Закавказья.

Пока он жил в Карсе и был моим учителем, он удивлял меня тем, что заставлял

исповедоваться каждую неделю, еще не будучи посвященным в сан. Перед отъездом он

предложил мне еженедельно записывать мои исповеди и посылать ему в письмах. Он

обещал иногда отвечать мне. Мы договорились, что мой дядя будет получать эти

письма и передавать мне.

Через год после этого Богаевский прервал свою службу капеллана и ушел в монахи.

Ходили слухи, что он это сделал из-за романа его жены с одним офицером. Выгнав

жену, Богаевский отказался оставаться в этом городе и даже не захотел вести

службы в соборе. Вскоре после его отъезда из Карса я уехал в Тифлис. К тому

времени я получил от него всего два письма, после чего не имел никаких известий

в течение нескольких лет.

Позже я случайно встретился с ним в Самаре, где он жил в доме местного епископа.

Богаевский не сразу узнал меня, так как я за эти несколько лет повзрослел и

очень изменился. Но когда я назвал себя, он очень обрадовался, и несколько дней

подряд мы встречались и беседовали с ним. Затем нам обоим пришлось уехать из

Самары.

Это была последняя моя встреча с Богаевским, больше я его никогда не видел.

Только слышал, что он не захотел остаться в русском монастыре и уехал в Турцию,

а затем, оставив монашество, направился в Иерусалим. Там Богаевский познакомился

с одним торговцем четками, который оказался монахом Ессейского братства, и с его

помощью вступил в это братство. Благодаря своей праведной жизни Богаевский

сначала стал церковным старостой, а затем, несколькими годами позже, настоятелем

одного из приходов братства в Египте. Его настолько ценили и уважали, что, когда

умер один из помощников аббата, предложили занять это место.

Я узнал много интересного о его необыкновенной судьбе из рассказов одного турка-

дервиша, который часто виделся с Богаевским и даже получил от него письмо,

содержащее благословение. К письму было приложено несколько фотографий: на одной

был изображен сам Богаевский в одеянии греческого монаха, на других были виды

святых мест в окрестностях Иерусалима.

Из наших частых бесед в Карсе я знал, что Богаевский, в те времена еще не

принявший сана, имел свой особый взгляд на вопросы морали. Он говорил мне, что

на земле существует два вида морали: всеобщая, сформированная самой жизнью в

ходе тысячелетнего развития, и другая, субъективная, обслуживающая как отдельных

индивидуумов, так и целые нации, семьи, социальные группы.

Всеобщая, объективная мораль, данная нам в заповедях Господа Бога, донесенная

его пророками, стала почвой, на которой вырастает то, что мы называем совестью.

И благодаря совести эта всеобщая мораль сохраняется на земле. Всеобщая

объективная система ценностей не меняется, только шире распространяется по

земному шару. Что касается субъективной морали, она изобретена людьми и поэтому

относительна, различна у разных народов и социальных групп, и даже у отдельных

людей. Она зависит от индивидуального или группового понимания добра и зла,

господствующего в данный период времени в данном месте.

'Например, здесь, в Закавказье, - говорил Богаевский, - если женщина не

закрывает лица, если она первая заговорит с гостем, окружающие будут считать ее

непорядочной, испорченной и плохо воспитанной. В России же напротив, если

женщина закрывает лицо, если она неприветлива с гостем и не вступает с ним в

разговор, ее будут считать невоспитанной, невежливой и неприятной.

Другой пример: если мужчина,