Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

любовь.

Естественный ход этой тренировки заключается в том, что вы, хорошо зная, что сделала для вас ваша мать, с настойчивостью воспроизводите все это в памяти, повторяя это еще и еще раз. И вследствие этого, естественным образом, возникает благодарность за ту милость, что она вам оказала. Таким образом, продолжается освоение тех трех тем, которые являются причиной порождения любви.

И если вы не будете напрягаться для того, чтобы вспоминать и обдумывать еще и еще раз то, что сделала для вас мать в этой жизни, то вы не освоите ни чувства благодарности по отношению к вашей матери, ни понимания милости всех тех матерей, которые были прежде, ни чувства благодарности ко всем матерям, которые были прежде. Собственно, все навыки, которыми вы пользуетесь в течение всей вашей жизни, вы приобрели благодаря матери. Вы приобрели навык правильно есть, говорить, ходить... Это все исходит от вашей матери. И это все нужно обдумывать, одно за другим. Потому что именно этот последовательный ход размышления дает возможность испытать неподдельное, совершенно искреннее чувство благодарности к матери в этой жизни. И оно должно быть такой силы, чтобы потом вы могли распространить его на других матерей, на других живых существ.

Например, сейчас мы можем наблюдать, как юноши и девушки в любом государстве прекрасно владеют, скажем, навыком письма. Ведь это тоже исходит от матери. В школьные годы мать вас собирала в школу, отправляла в школу, встречала из школы. Таким образом, практически все, чем мы располагаем в жизни, исходит от нашей матери. По мере вашего роста способ помощи менялся, но помощь матери все равно присутствовала, до того момента, пока вы не стали совершенно самостоятельными.

Вы должны вспоминать те трудности, которые испытала ваша мать. Даже если мать не могла вас обеспечить, как богатая женщина, все равно из того, что она имела, она выделяла вам самое лучшее, самое важное для того, чтобы вырастить вас. И так поступает каждая мать.

И таким образом размышляйте над каждым моментом подобного отношения матери к вам. Это очень интенсивное размышление вплоть до высокого напряжения, потому что без этого невозможно испытать ту силу, которая ведет вас к следующей ступени. Только это и называется тренировкой ума. Здесь не может быть никакой небрежности. Пункт за пунктом, момент за моментом. Только это тренирует ваш ум, а вовсе не формальные перебирания каких-то моментов, которые где-либо указаны.

Ведь именно отсутствие подобных размышлений, которые составляют тренировку ума, приводит к тому, что многие дети доставляют страдания своим родителям. И даже если случилось так, что вы не были счастливы со своими родителями, это вовсе не избавляет вас от необходимости оказывать уважение родителям. Более того, уважение по отношению к родителям делает вас счастливыми, а неоказание почтения родителям отбирает у вас это счастье.

Если вы тщательно и напряженно, пункт за пунктом, не продумываете свое отношение к тому, что для вас сделала мать, то невозможно ничего породить у себя в душе по отношению к тем, матерям, которые были в прошлых жизнях.

Только подобной тщательной тренировкой ума вы можете достичь такого состояния в этой жизни, когда, глядя на свою старую, больную и ставшую некрасивой мать, вы будете глядеть на нее с любовью. Нет другого хода, кроме тренировки ума на этих моментах, чтобы породить любовь!

Последовательность очень важна в этом процессе, поскольку при последовательном рассуждении вы действительно порождаете это чувство: понимание милости, которую оказала вам мать, чувство благодарности в ответ на то, что она для вас сделала. Интенсивность и последовательность в аргументации, а это мысль и чувство вместе, и напряженность этого чувства дают вам возможность всю эту аргументацию обратить и к прошлым матерям.

И только таким образом можно дойти до того, чтобы породить любовь. Любовь настоящую и искреннюю.

Когда Атиша, будучи в Тибете, увидел, как человек бросил в собаку камень, он схватился за это место у себя на руке и невольно произнес: 'Моя матушка!' И ведь это произошло безотносительно того, что некое живое существо, в соответствии с накопленными им кармическими причинами, стало собакой и, опять же в соответствии с накопленными им кармическими причинами, испытывало страдание, свойственное животному. Это не могло помешать испытать чувство любви, которое испытал по отношению к этой несчастной собаке Атиша.

И только породив чувство любви к своей матери, вы можете затем, в точности так же, с такой же аргументацией и напряжением чувств, породить