Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

Таре.

Если мы обращаемся в молитве к божеству Белая Тара, то, сев в определенную позу, мы должны представить в пространстве перед собой, где-то на уровне своего межбровья, то есть не слишком высоко и не слишком низко, цветок белого цвета, в центре которого находится Белая Тара, сидящая со скрещенными ногами, украшенная драгоценностями и в драгоценных одеждах.

Хорошо поразмыслив, мы должны понять особое качество Белой Тары. А именно, что она сама освободилась от сансары и получила тем самым возможность быть Прибежищем для других на Пути Освобождения, то есть проявлять ко всем существам великое сострадание, помогать им в преодолении трудностей на Пути, и, при правильно установленной связи, даровать достижения, с просьбой о которых обращается человек. Так, обдумывая определенные достоинства этого божества одно за другим, вы порождаете веру в это божество. Вы обращаетесь к этому божеству с полной искренностью, с полной серьезностью, прося об определенных достижениях. Эта вера дает вам возможность установить связь с божеством. Вместе с вами в обращении к этому божеству, в порождении веры в это божество участвуют ваши родственники, ваше окружение и вообще все живые существа. Они также с полной искренностью и серьезностью обращаются к Белой Таре.

Например, если в поле зрения очень богатого человека, который к тому же отличается чрезвычайной щедростью, появляется несчастный, нищий, ничем не защищенный человек, то у богача возникает радость от того, что он может оделить подобное беззащитное существо тем, в чем оно нуждается. Тем самым он проявляет свое качество щедрости. Примерно так вы и должны представлять себе все это, обращаясь с молитвой к Таре. Это и есть Прибежище. То есть вы прибегаете к тому существу, которое способно защитить вас и одарить тем, в чем вы нуждаетесь.

Вы на совершенно равных основаниях с другими можете обратиться к этому Прибежищу. Вы знаете, что обращаетесь 'по адресу'. Вы знаете, что обращаетесь к тому существу, которое освободилось от страдания и поэтому способно наделить вас всеми достижениями, какие вы хотите. И вы обращаетесь к этому существу с полной искренностью, с полной верой. Вот такое обращение к Таре и есть созерцательная практика.

Когда мы говорим о Прибежище, то имеем в виду нашу способность и возможность 'прибегания' к чьей-либо защите и помощи. Защитой или Прибежищем может быть Будда или любое другое божество, к которому вы обращаетесь с просьбой о помощи. Настоящее Прибежище в том и состоит, что вы, придя к последней черте, когда вам никто не в состоянии помочь, обращаетесь с полным доверием и верой к тому, кто может это сделать. Это и есть настоящее Прибежище.

Вы молитесь, обращаясь при этом к божеству, находящемуся перед вами на цветке лотоса, и ваша молитва преобразует это божество. Молитва преобразует это божество таким образом, что оно постепенно как бы исчезает, погружаясь в вас через макушку вашей головы. В результате вы превращаетесь в пустоту.

Вы знаете, что существуют разные способы взаимодействия с божеством. Тот метод, который мы сейчас описываем, то есть исчезновение божества в процессе вашей молитвы и погружение его в вас через макушку, является способом взаимодействия с божеством и его преобразования, характерный для Крийя-тантры. Если преобразование относится к уровню Ануттарайога-тантры, то в процессе молитвы совершается множество других видов работы, но сейчас мы не будем об этом говорить. На уровне же Крийя-тантры объект вашего Прибежища, преобразуясь, входит в вас, и вы превращаетесь в пустоту.

Мы говорим: 'Вы превращаетесь в пустоту'. Это похоже на растворение соли в воде. На вашем месте оказывается 'ничто'. Как говорится в текстах: 'Ничто, в смысле пустота'.

Затем из этой пустоты возникает цветок, а в цветке лунный диск. В центре этого лунного диска возникает то, что является вашим тончайшим сознанием. Ваше тончайшее сознание возникает в виде белого слога ТАМ. Белый слог ТАМ испускает множество лучей света. Эти лучи света имеют двоякое значение:

первое значение - это подношение Буддам;

второе значение - освобождение всех живых существ от мук, горести и страданий.

Затем из этого слога ТАМ белого цвета, который есть ваше тончайшее сознание, возникает божество Белая Тара. Следовательно, вы стали божеством Белая Тара. Левой рукой вы держите цветок, правая рука лежит вверх ладонью на правом колене - такова позиция Белой Тары. На вас прекрасные украшения и одежда. В сердечном центре у вас находится лунный диск. И в центре этого лунного диска - слог ТАМ белого цвета. ТАМ окружает