Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

соответствующий результат.

Что касается страдания, то нет ни одного живого существа, которое не испытывало бы его и которое не хотело бы вместо этого страдания испытывать счастье. Возьмем, например, рождение животным. (Мы пользуемся этим примером потому, что являемся свидетелями жизни животных). Испытывая нежелание страдания и желания счастья, живое существо в облике животного не может целиком осознать факт этого страдания. И тем более обратиться к анализу источника этого страдания.

Но если случилось так, что вы обрели человеческое рождение, то вы не только испытываете страдание, как и всякое живое существо, но также имеете шанс это страдание осознать, то есть понять, что, обретя это тело, вы одновременно получили полный набор всех человеческих страданий в виде рождения, болезни, старости и смерти. Вы можете не только их испытывать, но и осознавать: не хочется болеть, стариться, умирать и так далее. И это приводит вас к полному осознанию страдания. Но если мы, продолжая рассуждение далее, обратимся к Источнику страдания, то окажется, что даже человеку трудно самостоятельно подойти к анализу тех причин, которые приводят к состоянию страдания. И никто в мире не был способен объяснить Источник страдания во всей полноте, кроме Просветленного Будды.

У всех людей одна и та же человеческая природа, но не все одинаково аналитически подходят к этой человеческой природе. Вот почему люди, испытывая страдания и сталкиваясь с невозможностью объяснить весь комплекс страдания вплоть до источника страдания, пришли к необходимости признания некоего 'Создателя'. 'Создатель' присутствует и в индуизме, и в других религиях. Поскольку анализ самого факта существования страдания и всего связанного с ним, в том числе и источника происхождения страдания, - это вещь трудная, наличие 'Создателя' могло ответить на многие вопросы. 'Создатель' присутствует во многих учениях в Индии, например в шиваизме, а также в учениях и религиях других регионов. Признают христиане Создателя?

ИЗ ЗАЛА: Да!

РИНПОЧЕ: Если исходить из несложного рассуждения, то признание Создателя приведет к простому вопросу: 'Почему тогда Создатель, кроме людей, создал различных других живых существ, которые выглядят столь странно, и почему тогда Он не создал всех людьми, причем людьми красивыми, богатыми, здоровыми и так далее? Какой смысл Создателю столько трудиться над своими созданиями, чтобы создать их несовершенными?' Даже если мы не будем подходить аналитически к этой проблеме, а просто посмотрим вокруг, мы можем задать себе этот вопрос. Мы видим своими глазами несовершенство творений Создателя. Мы воочию видим, что мы все разные по красоте, по здоровью, по интеллекту, по богатству, и происходит это благодаря карме. Кто является Создателем в христианстве?

ИЗ ЗАЛА: Бог-Отец.

РИНПОЧЕ: И у Бога-Отца нет места рождения? ИЗ ЗАЛА: У него нет места рождения.

РИНПОЧЕ: Ну хорошо! До того, как Бог-Отец появился, что-то было?

ИЗ ЗАЛА: Бог-Отец изначален.

РИНПОЧЕ: Хорошо! Значит, у Отца, у Создателя, была и есть сила для создания мира и всех живых существ. Это так?

ИЗ ЗАЛА: Да.

РИНПОЧЕ: Следовательно, это просветленное существо? Будда тоже. Но если Он просветленное существо, то как Он им стал? Как Он прошел свой путь к Просветлению?

ИЗ ЗАЛА: Он всегда был таким, Он изначален.

РИНПОЧЕ: Ладно, я не хочу затевать диспут на эту тему. Вернемся в русло нашего разговора. Речь идет просто о Просветленном существе и о том, как оно становится Просветленным. Это очень важный вопрос для всех нас. Например, если мы говорим о Просветленном существе, которое мы называем Буддой, то мы отмечаем, что вначале он был таким же человеком, как и мы.

В буддийском представлении Просветленное существо развивается как раз от исходной точки обычного человека, у которого базовые аффекты в виде страсти, гнева и неведения присутствуют в том или ином объеме, в соответствии с кармой. И для того, чтобы достичь Просветления, этот человек занимается уменьшением этих аффектов. Именно этот путь, путь сознательного уменьшения аффектов, и приводит его к полному Просветлению. Приводит к тому, что его сознание целиком очищается от аффектов, и тогда мы можем называть его Просветленным человеком.

Поэтому мы обращаемся к третьей Истине Святого - Истине о прекращении страдания.

Истина о прекращении страдания

Истина о прекращении страдания кратко формулируется как Прекращение. При этом имеется в виду прекращение страдания, связанного с аффективными состояниями. Для того, чтобы прекратить страдание, связанное с аффективными состояниями,