Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

помочь вспомнить практики?

РИНПОЧЕ: На самом деле это очень трудно. Поэтому нужно рассчитывать на свои силы, нужно действовать сегодня. Не рассчитывать на то, что кто-то поможет в тот момент, когда сознание испытывает наивысшее страдание, то есть в момент смерти.

И с этим ответом связан вопрос: чем мы можем себе помочь в бардо, если наши близкие не читают нужные тексты об умерших?

Пока у ума есть власть, пока он может пользоваться собственной властью, нужно действовать, нужно оказывать помощь себе и другому.

ВОПРОС: Если спустя долгое время после смерти снится умерший человек и, например, дает какие-то советы, то как это понимать?

РИНПОЧЕ: Это склонность. Мы знаем этого человека. И если даже он умер, мы склонны долгое время помнить его, хотя его уже нет. Поэтому он является нам во сне.

Является нечто или некто в образе этого человека. Это нечто или некто чаще называется тибетским словом, которое означает нелюдь. И эти нелюди в облике умерших людей являются близким людям для того, чтобы вскружить головы, задурить родственников. Они делают это для своих собственных целей и чаще всего для нанесения вреда этим людям.

С этим вопросом связана история, которая произошла с одним последователем религии бон в Тибете. Во времена Досточтимого Миларепы. Бонпо имели свой ритуал, связанный с похоронным обрядом. Они считали, что когда человек умирает, то его сознание оказывается в черепе. И в присутствии этого черепа важные люди бонпо собираются и проводят ритуал: пьют ячменное пиво, едят и так далее, то есть сопровождают перерождение своего соотечественника.

И вот так важные лица бонпо проводили ритуал возле черепа, а Досточтимый Миларепа знал, что тем временем этот человек переродился в насекомое. И это насекомое оказалось на его одежде. Это насекомое всеми силами устремилось к Миларепе, чтобы услышать от него Учение, к которому он тайно принадлежал, хотя внешне и относился к бонпо. И вот, родившись этим насекомым, умерший полз вверх по одежде Миларепы. И Миларепа, видя одновременно ритуал бонпо и перерожденного в насекомое человека, проповедовал Учение.

Значение этой истории в том, что если человек при жизни стремился к Учению, породил веру в него и уважение к Учителям и следовал ему с усердием, то это поможет ему, как бы ни происходило его рождение. Поэтому умерший бонпо, переродившись насекомым, полз по одежде Миларепы. И Миларепа, будучи Буддой, действительно был способен отправить это существо в Чистую землю.

Третье звено Цепи зависимого происхождения называется сознанием.

Сознание, как третье звено в развитии, состоит из двух частей: первую часть можно назвать сознанием причины; вторую часть можно назвать сознанием результата.

Что значит сознание причины? Сознание причины - это сознание, связанное с собранными нами предыдущими деяниями.

Например: для того, чтобы родиться человеком, мы собираем определенные причины.

Как было сказано выше, мы слушаем, что такое базовая нравственность. Мы следуем наставлениям, которые выслушали. Мы соблюдаем нравственное поведение. Мысли и действия, которые связаны с базовой нравственностью, дают нам возможность создать причины для того, чтобы вновь родиться человеком. Вот это и есть сознание причины, на базе которого возникает следующая часть сознания.

Здесь я хотел бы сказать несколько слов по поводу Бардо Тедол. А именно то, что это произведение не является Словом Будды. Это мое заявление связано вовсе не с тем, что я могу определить, что является Словом Будды, а что не является Словом Будды. Оно связано с тем, что в период формирования в Тибете буддийского канона, который является Словом Будды и который получил название Кангьюр, в него не вошло сочинение под названием Бардо Тедол. И именно на этом основании оно не является словом Будды.

Следуя второй части канона, которая называется Тангьюр и в которой содержатся различные сочинения выдающихся последователей Будды, мы тоже не находим сочинения под названием Бардо Тедол. То есть в буддийском Каноне, который был очень тщательно сформирован при переводе сочинений на тибетский язык, нет такого сочинения.

И если говорить о позднейших выдающихся ученых, мыслителях и деятелях буддийского Учения в Тибете, например, о таком выдающемся деятеле, как Досточтимый Цонкапа, то в его сочинении, которое называется Большой Ламрим, тоже нет ссылок при объяснении проблем бардо на такое сочинение, как Бардо Тедол. И нет даже названия этого сочинения. А есть ссылки на выше упомянутые две сутры и на сочинение Васубандху Абхидхармакоша.

Таким образом, достаточно долгое