Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

в аду и других дурных существованиях. Рождение в аду или голодным духом может быть вызвано большой степенью тяжести совершенного проступка.

Результатом, сходным по опыту, для злонамеренности является то, что в нашей душе, в нашем сердце рождается большой страх, и мы живем с таким страхом. Страх - это всегда результат нанесенного кому-либо ранее вреда.

Результатом, сходным по действию, является наша склонность к злонамеренности.

Экологическим результатом злонамеренности является то, что мы рождаемся и живем в местности, где много войн и различных неурядиц.

Ложные взгляды - это отрицание взаимосвязи поступков и их результатов (кармы), отрицание будущей жизни, отрицание Четырех Истин.

По степени разрушительности ложные взгляды сравниваются с агрессивностью, с гневом. Как мы говорили, одна вспышка гнева разрушает добродетели, накопленные в течение ста кальп; к таким же результатам приводят и ложные взгляды.

Поэтому созревший результат ложных взглядов - рождение в низших областях адов и других дурных существованиях.

Результат ложных взглядов, сходный по опыту, заключается в том, что на пути освоения правильного воззрения возникают большие трудности. Это тупость, малое понимание, невозможность овладеть правильным воззрением.

Результат, сходный по действию, - это склонность к ложным взглядам, воспроизведение их вновь и вновь.

Экологическим результатом ложных взглядов является то, что ресурсы данной местности, в чем бы они ни выражались, истощаются буквально на глазах.

Мы говорим с вами об основной классификации десяти недобродетельных поступков, которые в совокупности представляют собой базовую нравственность, и каждый из этих десяти проступков имеет четыре результата. Сама по себе классификация десяти недобродетельных поступков трудности не представляет, а среди четырех результатов, которые следуют за этими проступками, затруднительно объяснить только результат, сходный по опыту, и экологический результат. Важно знать эти результаты и обдумывать их, оценивать, возвращаться вновь и вновь к трудным местам и таким образом запоминать.

Базовая нравственность в том и заключается, чтобы породить в своем потоке сознания отказ от десяти недобродетельных поступков. Когда вы порождаете отказ от десяти не добродетельных поступков, а значит встаете на путь совершения десяти добродетельных поступков, вы попадаете в состояние перехода от безнравственности к базовой нравственности. На самом деле, есть много обетов и установлений, связанных с нравственностью. Основные из них - это кодекс правил, соответствующий Пратимокше, то есть основным обетам Винайи (монашеской дисциплины), обеты бодхисаттвы и тантрические обеты. Базовая нравственность - это та основа, на которой строится все вышеперечисленное. Что касается нравственности монашеской дисциплины, то она включает обеты гецула, обеты гелонга (то есть низшей и высшей ступеней монашества), и сюда же входят обеты буддиста-мирянина. Если же говорить об обетах бодхисаттвы и о тантрических обетах, то когда вы получаете такие серьезные посвящения, как, например, посвящение Чакрасамвары или Хеваджры, вы принимаете на себя эти обеты. И тогда вы уже вынуждены перестраивать свое отношение к миру в соответствии с требованиями этих обетов, то есть соблюдать отказ от 18 падений бодхисаттвы или от 14 падений по отношению к учению тантры.

Нравственность выстраивается иерархически. Если вы принимаете посвящение, например, Чакрасамвары, вы не можете принять тантрическое посвящение, не взяв на себя тантрические обеты. И вы не можете взять на себя обеты бодхисаттвы, не соблюдая базовую нравственность. Но понятие базовой нравственности тоже

43 не однозначно. Это может быть базовая нравственность, связанная с обетами гецула или обетами гелонга или же обетами буддиста мирянина, и только на этой базе вы можете продвигаться к изменению своих нравственных взаимоотношений с Учителем, внешним и внутренним миром и так далее. Эта иерархичность нравственной дисциплины очень определенна. Она так и выстраивается: сверху вниз от тантрического обета до нравственности буддиста-мирянина. Или, если вы не принимали обета буддиста-мирянина, тогда это может быть базовая нравственность, которая заключается в отказе от десяти недобродетельных поступков и в совершении десяти добродетельных. Таким образом, принимая посвящение, вы тем самым берете на себя обязательство совершать те или иные действия или не совершать те или иные действия, которые заключаются в 14 падениях, связанных с тантрическими обетами. И эта иерархичность очень строгая, то