Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

это тоже является основанием для того, чтобы тренироваться и склоняться в сторону установления равностного отношения ко всем живым существам.

Если мы в качестве отправной точки имеем эту позицию, заняв которую приступаем к тренировке ума, то мы еще и еще раз, чтобы выработать эту позицию и закрепиться на ней, обдумываем то, что все живые существа без исключения не хотят страдать и без исключения хотят быть счастливыми. Поскольку нет исключения ни в том, ни в другом, то мы еще и еще раз обдумываем все основания для того, чтобы выработать в себе позицию равностного отношения и остаться в ней.

И таким образом мы можем приблизиться к тому, что все живые существа есть наши матери или могли быть нашей матерью.

А теперь задавайте, пожалуйста, вопросы.

ВОПРОС: В медитации можно представить, что все живые существа - мои матери, я их всех люблю. А в жизни на это не хватает энергии, сил. Потому что бывают препятствия в отношениях. Тебя могут обругать, избить. Всенародно могут это сделать. Где взять силы?

РИНПОЧЕ: Это действительно очень трудно. Но это та самая дверь, через которую, если вы её откроете, все качества ума придут к вам. Если не откроете, то будете стоять перед дверью. И эту мысль невозможно провести в жизнь, то есть в сознание, если вы не будете очень аккуратно предлагать сознанию логические обоснования. Осознать эту мысль прямо совершенно невозможно.

Если, например, я задам вопрос человеку: 'Являются ли все живые существа вашей матерью?', то он, скорее всего, ответит: 'Нет'. 'А у тебя есть мать?' - задам я следующий вопрос. Он скажет: 'Да, у меня есть мать'.

В биографии Будды описывается, что в прошлых жизнях он имел много различных матерей.

Таким образом, в этой жизни у нас с вами есть мать, это каждый признает. И на самом деле мы с вами прошли много рождений. Нет счета этим рождениям. Если в этой жизни мы имеем мать, и это мы можем признать, то разве в прошлых жизнях мы не имели матери? А если было бесчисленное количество жизней, и каждое живое существо (а их бесчисленное количество) в этой жизни и в прошлой жизни имело мать?

У святого Нагарджуны есть один пример на предмет признания всех живых существ нашими матерями. Он говорит: 'Если даже всю землю, всю почву смешать с водой и слепить маленькие комочки и каждым комочком считать нашу мать, говоря: 'Вот этот комочек - это мать нынешней жизни. Следующий комочек - это мать прошлой жизни' и так далее, то всей земли не хватит для того, чтобы посчитать всех матерей, которых мы имели'.

Или другой пример: переплетение корней всех растений, которые произрастают на Земле. Как переплетаются корни всех деревьев и других растений, так и мы существуем, переплетаясь в своих рождениях. Это тоже хороший пример, чтобы понять, как мы взаимосвязаны в прошлых жизнях и в настоящей жизни со всеми другими живыми существами, и чтобы признать их своей матерью.

Если эта тема пройдена и освоена, и если мы признаем с помощью тех или иных оснований, что все существа являются нашей матерью - дверь открывается.

Тогда мы начинаем обдумывать ту милость, которую мать сделала для нас. И это будет следующая тема в тренировке ума.

Мать в этой жизни вынесла много страданий, когда носила нас во чреве в течение 9-ти месяцев и 10-ти дней. Она испытала много страданий, когда рожала нас. И когда родила, относилась к нам, как к драгоценности. По мере своих возможностей, она в течение долгих лет делала все возможное, чтобы избавить нас от страданий и наделить счастьем.

И мать прошлой жизни проделывала то же самое, поскольку все матери одинаковы. Это то, что называется милостью, которую нам подарили наши матери. И, если мы осознаем эту милость (а это мы можем осознать во всех подробностях), у нас возникает желание ответить на эту милость. И мы отвечаем на эту милость благодарностью.

Ответная благодарность - это следующая тема тренировки ума.

Процесс тренировки ума начинается с того, что мы встаем на позицию равного отношения ко всем живым существам, а затем дверь открывается благодаря тому, что вы как бы поднимаетесь еще на одну ступеньку, признавая всех живых существ вашей матерью. И затем идут эти три момента:

1) признание всех живых существ вашей матерью;

2) её милость;

3) благодарность ей за её милость.

Эти три момента являются причинами того, что следует далее. А именно, причинами порождения любви.

Если эти три момента не пройдены, если эта позиция не освоена, любовь не может возникнуть в вашем потоке сознания. Если же эти три темы освоены, то появляется та причина, по которой в потоке сознания возникает