Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

В какой сфере лежит Чистая земля? Имеют ли там форму? И на основании какой причины туда попадают? Проходят ли при этом через бардо?

РИНПОЧЕ: Для того, чтобы оказаться в Чистой земле, нужно пройти через бардо. Само название этих областей, то есть Чистые Области, или Чистые Земли, может вызвать вопрос: 'Чистые от чего?' Они чисты от тела, от скандх, то есть от тела рождения как созревшего результата.

Мы можем рассматривать проблему рождения еще с одной стороны. И тогда окажется, что есть три способа рождения:

1) для обычного человека - это рождение в силу кармы и аффектов;

2) для бодхисаттвы - это рождение через сострадание и молитву;

3) для архата - это рождение, которое он имеет возможность выбирать, то есть власть над рождением.

Если вы рождаетесь в местах, которые называются Чистыми областями, то это значит, что вы уже вне пределов сансары. И кроме того, есть такие качества, которые дает нам рождение, а есть такие качества, которые дает нам тренировка.

Например, если мы родились людьми и учимся, получаем образование, знания, то получаем некие качества вследствие тренировки. А есть люди, которые обладают особыми качествами, и эти качества даны им от рождения.

В Чистой области можно родиться благодаря качествам, которые имеются от рождения. Это могут быть такие качества, как ясновидение, чудесные способности и так далее. И если, благодаря таким качествам, существа рождаются в Чистых землях, то, как

правило, они вновь возвращаются в нечистые земли, чтобы помогать живым существам.

Мы можем молиться и можем собирать определенные причины, чтобы родиться в Чистых землях. В принципе это возможно, но мы должны понимать, что накопление причин освобождения от сансары - это трудный путь. А рождение в Чистых землях - это освобождение от сансары.

ВОПРОС: После смерти многие животные поедают наше тело. Совершают ли они грех?

РИНПОЧЕ: Это не грех. Поскольку они поедают наше тело, то они только помогают нам.

ВОПРОС: Если наше настоящее состояние ума определено прошлой кармой, а наше будущее - как прошлой кармой, так и кармой, формируемой нашим имеющимся в настоящий момент обусловленным умом, то каким образом в омраченном уме может возникнуть стремление к благим деяниям? Ведь омрачившая ум карма, во-первых, порождает склонность к совершению негативных деяний, а, во-вторых, она нарастает в геометрической прогрессии. Иными словами, откуда берется возможность преодоления нарастающей тенденции омрачения, жестко определенной негативной кармой человека, попадающего, к примеру, в ад?

РИНПОЧЕ: Это сила произведения благих деяний, которая преодолевает нашу склонность к неблагим деяниям. Она берется из нашей тренировки. И в зависимости от тренировки она и есть сила. То есть, если мы начинаем осознавать ценность нашего драгоценного человеческого рождения, мы занимаемся собственным образованием, мы размышляем на эту тему. Затем мы переходим к размышлениям об ущербности сансары, то есть нашей жизни. И затем переходим к другим темам, которые развивают, тренируют наш ум. И в силу этого прогресса, в силу развития нашего ума преодолевается мощная инерция к неблагим действиям. И тогда возникает возможность совершать благие действия.

ВОПРОС: Есть ли методика преобразования гнева в радость? Или это просто практика избавления от гнева?

РИНПОЧЕ: Есть. И это любовь и сострадание. Поскольку любовь и сострадание являются противоядием против гнева.

ВОПРОС: И все-таки, существуют ли вещи так, как мы их видим?

РИНПОЧЕ: Так, как мы их видим, вещи существуют. Но как мы их видим? Мы их видим, не задумываясь о причинах и условиях, которые создают эти вещи. Мы их видим как нечто независимое, твердое, просто обозначенное, как нечто, расставленное по своим местам.

ВОПРОС: Если нет начальной границы, то это противоречит закону причины и следствия.

РИНПОЧЕ: Если нет начала неведения, то разве это значит, что не существует причины и результата? Начальной границы неведения нет, но есть результат этого неведения. И результат этого неведения - это мы с вами. А причина этого результата - накопленная нами карма.

ВОПРОС: Можно ли обосновать употребление мяса тем, что есть мантра, которая способствует установлению особой кармической связи с убитым существом? И в случае, если человек, употребляющий мясо, достигнет каких-то реализаций, то он сможет помочь существу, мясо которого было им съедено?

РИНПОЧЕ: Это действительно помогает. И это очень хороший способ. Для этого есть специальные мантры. Но можно читать мантру Авалокитешвары или мантру Тары. Они тоже оказывают сильное действие.

ВОПРОС: