Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

состояния Просветления.

На высоких ступенях развития бодхисаттва способен отдать свое тело ради блага другого существа. Но в начале пути, на первых ступенях, он был таким же, как и мы, и когда он только начинал практиковать щедрость, он не мог поделиться и самым ничтожным количеством материального блага с другими живыми существами. Но, развивая себя на этом Пути, он достиг состояния, когда стал способен отдать тело ради блага другого живого существа.

Таким образом, мы закончили тему Четырех Благородных Истин Святого.

Прибежище

И поскольку тема закончена, логично было бы в завершение поговорить о Прибежище.

Мы говорим: 'Будда, Учение и Община', или 'Три Драгоценности'. Как говорится в одном из текстов Чандракирти, посвященных объяснению Прибежища: 'Будда, Учение и Община - это Три, которых достаточно для тех, кто желает освободиться от сансары'.

Взаимосвязь Трех Драгоценностей очень тесная. Например, когда мы говорим о 'Будде', то сразу обращаемся к тому, чему он следовал, чтобы достичь этого состояния, а это значит, что мы обращаемся к Учению. А если мы говорим об Учении, то имеем в виду, что это Учение связано с теми, кто следовал ему, а иначе оно не могло бы быть Учением. А следовала ему община Святых, которая до нас практиковала и достигла тех же результатов, что и Учитель, который проповедовал это Учение. Таким образом, эти Три Драгоценности - Будда, Учение и Община - связаны между собой.

Если мы говорим о Будде, то это тот, кто показывает нам Путь. Но то, что нас Освобождает, - это Учение. И мы освобождаемся, благодаря Учению, следуя Пути. А кто помогает нам на этом Пути? На этом Пути нас поддерживает Община, состоящая из Святых, которые уже прошли этот Путь и теперь помогают другим, тем, кто хочет или собирается пройти этот Путь.

Пример, который приводится в качестве аналогии этим трем важным положениям, - это врач, лекарства и сестры милосердия. Вы знаете, что если врач знающий, то он ставит вам правильный диагноз. То, благодаря чему вы выздоравливаете, - это лекарства,

которые вы используете в точном соответствии с назначением этого врача. Но больной есть больной. Для того, чтобы он правильно пользовался этими лекарствами, существуют помощники - сестры милосердия, которые обеспечивают прием лекарства и другие средства лечения. Таким образом больной выздоравливает.

У Будды множество достоинств Просветленного существа. Но несмотря на них Будда не снимает своими руками страдания с живых существ. Это делают сами живые существа.

Во многих индуистских учениях говорится, например, о таком способе внутреннего очищения как омовение водой. По этому поводу в сутрах есть высказывание Будды о том, что водой невозможно смыть внутренние проблемы так же, как невозможно избавить живое существо от страдания руками другого человека. Если бы такое было возможно, то Будда избавил бы от страданий всех живых существ, и мы не нашли бы в сансаре ни одного страдающего живого существа. Таким образом, страдания живых существ невозможно снять чьими бы то ни было руками.

Это заставляет нас обратиться еще к одному утверждению, а именно, что собственные достижения, собственные постижения невозможно отдать другому, поскольку если и присутствуют эти достижения в потоке сознания, они достигаются каждым самостоятельно, и Будда не может собственные достижения в виде великой любви и великого сострадания передать кому-либо еще.

Так как же все-таки другие живые существа обретают постижения, которые Будда указывает как Путь? Для этого есть только один способ - практиковать этот Путь, то есть осуществлять его, двигаться по тому Пути, который указывает Будда, используя помощь общины Святых. Поэтому и говорится, что если в вашем доме грязно, то другой человек не может своими руками эту грязь убрать. Вы сами должны это сделать. Вам придется наклониться и своими руками убирать эту грязь. Это и есть Осуществление Пути. Мы должны собственными руками убирать собственную грязь, поэтому и говорится: 'Индивидуальный путь Освобождения' - каждый сам проходит этот Путь. Сам идет по Пути Освобождения.

В этой связи и говорится о Будде, Учении и Общине как о Прибежище. По-тибетски Будда - 'Сангье'. 'Сангье' - это слово, состоящее из двух слогов. Первый слог 'Сан' означает очищение, избавление. Очищение от чего? От пороков. Пороков, которые заключаются в аффектах. Таким образом, первая часть тибетского имени Будды означает, что он избавился от всех и всевозможных пороков. То есть он избавился от всех проявлений неведения. А избавившись от всех проявлений неведения, достиг действительной