Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

этих аффектов является изначальное неведение.

И поэтому мы можем сказать коротко: 'Основой всех страданий является изначальное неведение'.

И вы понимаете, что изначальное неведение - это состояние, которое с определенностью есть в нашем потоке сознания. Оно присутствует постоянно и заключается в том, что мы не способны к каждому моменту относиться аналитически, а просто отдаемся ощущению счастья или страдания, и при этом присутствует главная мысль, мысль о 'я'. И эта мысль о 'я': 'Я счастлив', или 'Я страдаю' - и есть изначальное неведение.

В общем, конечно, то 'я', которое страдает, блаженствует, освобождается, оно есть, оно действительно есть. Изначальное неведение заключается не в том, что мы все это испытываем, а в том, что когда мы это испытываем, то невольно отдаемся мысли, что являемся неким ни от чего не зависимым 'я'. Вот это - изначальное неведение.

Если мы не осознаем зависимости этого 'я', которое в данный момент страдает или блаженствует, думая, что это чувство счастья или несчастья совершенно не зависит ни от каких обстоятельств и существует независимо от того, как мы появились на свет, - вот это изначальное неведение, это 'я', которого нет!

Вспомните пример с автомобилем. Собрав некую основу из разных частей и наделив её именем 'автомобиль', мы запустили автомобиль в этот мир. Он существует несомненно, он существует так же, как и мы, представляя собой тело и сознание. Мы тоже запущены в этот мир вследствие присвоения этому собранию скандх имени. Так мы и существуем.

На основе аффектов мы с вами совершаем разные поступки или деяния, тем самым накапливая карму. И когда мы из веры или страха не хотим оказаться в области плохих рождений и следуем поэтому какой-либо из благих дхарм, например, щедрости, мы таким образом тоже собираем карму и рождаемся еще раз человеком. Но здесь важен не тот факт, что мы рождаемся человеком, а то, что мы вновь оказываемся в сансаре. Потому что мы накапливаем карму, совершая эти деяния на основании тех или иных аффектов, например, аффекта изначального неведения.

И вот это как раз и отсутствует у Святых, которые пребывают вне сансары, потому что у них нет подобных деяний и нет изначального неведения, на котором базируются эти деяния.

Сейчас мы говорим о первом звене Цепи зависимого происхождения, которое называется изначальное неведение.

Второе звено, которое называется формирующий фактор, является элементом познавательного процесса. Формирующий фактор имеет сходство с кармой. В Абхидхармакоше он называется намерением, формирующим действие.

Мы говорили вчера о добродетельных и недобродетельных деяниях. Недобродетельные деяния связаны с недобродетельной кармой, то есть с накоплением недобродетельных деяний. Добродетельные деяния связаны с добродетельной кармой, накоплением добродетельных деяний.

Говоря об этом и развивая такие мысли, мы должны знать, что в основе как добродетельных деяний, так и недобродетельных деяний лежит аффект изначального неведения. И наше сегодняшнее рождение осуществилось благодаря добродетельным деяниям, именно на этой базе мы вновь родились человеком.

Получая рождение, будь то рождение человеком или животным, мы проходим этап, который тоже является некой формой сознания. Этот этап, довольно короткий этап, называется бардо, это промежуток между рождениями.

Если мы не принимаем Учения о будущем рождении, не верим в будущее рождение, то мы не можем взаимодействовать с бардо. И поэтому, только признавая будущее рождение, только имея веру в будущее рождение, мы можем следовать объяснениям бардо как промежутка между рождениями.

Вы, наверное, слышали про бардо от разных Учителей. И если вы хотите задать какие-то вопросы по этому поводу, то время пришло.

ВОПРОС: После смерти человек может воплотиться голодным духом. Как происходит рождение голодного духа?

РИНПОЧЕ: Голодные духи, также как существа ада, животные и люди, рождаются из материнского чрева.

Есть всего четыре типа рождения. Это рождение из чрева, рождение чудесным образом, рождение из яйца и рождение от сырости. Есть разные существа, соответствующие этим типам рождения.

Срок продолжительности пребывания в бардо - 7 дней. Есть существа, которые получают рождение в первые семь дней.

Каждые семь дней в бардо кончаются тем, что, если существо бардо не получило нового рождения, оно умирает и опять оказывается в бардо.

Но существо бардо не рождается в бардо больше семи раз, то есть через 49 дней оно в любом случае находит свое рождение и исчезает из бардо. Таким образом, в зависимости от различных обстоятельств,