Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

для вас проблемы. Тогда эта дисгармония исчезает.

ВОПРОС: Откуда возникло изначальное неведение? Каковы причины его возникновения, ведь каждое звено должно иметь причину?

РИНПОЧЕ: Мы можем переформулировать заданный вопрос. Откуда взялось наше предыдущее рождение? Откуда взялось предыдущее перед предыдущим рождение? На этот вопрос Будда не дал ответа. И поэтому используется слово 'безначальное неведение'.

И переформулируя вопрос еще раз: 'Где та граница, с которой началось рождение?' И о ней тоже говорится: 'Нет этой границы'. Но зато есть граница, которая прекращает рождение, то есть существует выход за пределы сансары. А что касается неведения, то используется определение 'безначальное'.

Это объясняется в сочинении Арьядевы, которое называется Четыреста строф:

'Начальной границы нет, Конечная граница есть'.

Поэтому говорится о неведении как о безначальном, а о конечной границе как об освобождении от сансары.

ВОПРОС: Насколько тяжел грех - есть мясо? И грех ли это?

РИНПОЧЕ: В Индии тоже многие люди придерживаются мнения, что буддисты не должны есть мясо, поскольку Учение возникло из сострадания, а сострадание связано с тем, чтобы не убивать, не вредить. Поэтому такое мнение очень распространено, и не только в Индии, но и во многих зарубежных странах (среди тех, кто интересуется Учением).

Внутри буддийского Учения, в текстах (особенно в тантрах) есть много изложенных Буддой обоснований необходимости есть мясо.

А сутрах есть много изложенных Буддой обоснований необходимости не есть мясо. Ну и, кроме этого, в Сутрах из уст Шари-путры и Маудгалальяяны, которые являлись первыми учениками Будды, исходит обоснование необходимости не есть мясо.

Есть история, которая относится ко времени формирования Винайи. Для того, чтобы получить богатство, нужно было делать богатые подношения монахам. А в то время монахи ходили с чашами для подаяния. До того момента, когда наступало время приема пищи - полдень, они собирали эту пищу. И вот однажды некое семейство на обочине дороги варило мясо и рис и приглашало всех проходящих монахов. Но это даже были и не монахи. Они все были Архатами. И все, получив в свои чаши пищу для трапезы - хорошо сваренные мясо и рис - и съев ее, отправились к ближайшему озеру мыть чаши, которые были покрыты жиром. А жир так легко не смывался. Так что возникла проблема.

Это история из Винайи - сборника различных дисциплинарных наставлений для общины. И многие другие Сутры дали возможность уже во времена учеников Досточтимого Цзонхавы, например, такого, как Кхедруб Ринпоче, дать объяснения противоречивому высказыванию о том, можно ли или нет есть мясо. Когда вы практикуете тантру для того, чтобы достичь за короткое время каких-либо результатов, то, если для этого.есть основания, позволяется есть мясо и пить вино.

А если вы занимаетесь такой практикой, как 'Ло Чжонг', то есть тренировкой ума, в которой исходным пунктом является усвоение того, что все живые существа являются вашими матерями, то в этот период нельзя есть мясо. Поскольку это противоречит самому процессу тренировки ума, при котором мы исходим из того, что все живые существа являются нашими матерями. В данном случае отказ от мяса предполагается для того, чтобы начать этот процесс. И вот таким образом Кхедруб Ринпоче разъяснял эти противоречия между сутрами и тантрами.

Есть тексты, которые являются комментариями к тантрам. И на основании этих текстов я могу вам привести такое объяснение.

Даже относительно монахов есть наставление о том, когда мож

но есть мясо, а когда нельзя. Например, если ради меня кто-то

убивает животное, то это мясо мне есть нельзя. А когда в Москве

продают мясо животного, убитого ради того, чтобы его ели люди, и

я в числе всех людей это мясо ем, то в этом есть грех поедания

мяса убитого животного, но нет греха убийства животного. Вот в

этом тоже есть разница.

Это же касается и не-монахов. Если ради вас убивают животное, в этом есть грех убийства живого существа. А если вы едите мясо как, например, в Москве, убитое ради того, чтобы им питаться, то в этом есть грех поедания мяса убитого животного, но греха убийства нет.

И есть разница между тем, когда убивают какое-то животное для многих живых существ, или когда для одного существа убивают много животных. То есть в потреблении колбасы и сосисок есть больший грех поедания мяса убитых животных, чем в говядине.

На самом деле, если кто-то не ест мясо, то по этому поводу можно только радоваться, поскольку этот человек достоин и радости, которую любой может выразить, и уважения.

ВОПРОС: