Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

Если мы будем сейчас говорить о восемнадцати падениях бодхисаттвы, то это будет непросто. Это потребует объяснить сначала 19 обязательств, которые принимаются по отношению к Пяти буддам, которых мы называем Дхьяни-буддами, и только в этой связи уже можно будет говорить о восемнадцати падениях бодхисаттвы. Это тема, которая требует серьезного разъяснения.

ВОПРОС: Будда существует по природе вещей?

РИНПОЧЕ: Если мы рассматриваем Будду с точки зрения Двух Истин - Относительной и Абсолютной, то можно сказать, что Будда относится к Относительной Истине. Если мы будем говорить о нем с точки зрения Абсолютной Истины, то такая формулировка неверна, потому что Абсолютная Истина, или Высшая Истина - это другое название (так скажем) пустоты.

ВОПРОС: Ринпоче раньше говорил, что бодхисаттвы прямо забирают страдания. Описывается, как бодхисаттва спас собаку и принял её страдания.

РИНПОЧЕ: Нет ни одного живого существа, в том числе и бодхисаттвы, который своими руками освободил бы кого-либо от страданий. В истории, которую вы нам напомнили, речь идет об Ати-ше, испытавшем на себе страдание собаки. Атиша занимался практикой, которая называется 'принятие и отдача'. Практика принятия и отдачи, как и любая практика вообще, - это сила нашего сознания, проявление мощи нашего сознания. И вот Атиша при практике 'принятия и отдачи' смог проявить такую мощь сознания, что, когда некто бросил в собаку камень, на теле Атиши образовался синяк. Да, это было. Но это не значит, что он своими руками освободил кого-то от страдания.

В этой истории говорится, что, когда однажды, идя по дороге, Атиша увидел, как кто-то бросил в собаку камнем и попал ей в лапу, он схватился рукой за это место на своей руке и сказал: 'О, моя мать!' И это означало, что Атиша действительно постиг, что все живые существа являются его матерями, и это было реакцией на уровне тела, слова и мысли.

Невозможно принять на себя чужую карму. Это относится к характеристике кармы, о которой мы говорили ранее и которая звучит так: 'Не совершив деяния, не встретишься с результатом'. И вы можете это видеть на примере любви матери и ребенка. Как мать ни любит ребенка, она не может своими руками избавить его от страдания, не может принять его страдания на себя.

ВОПРОС: По рассказам экстрасенсов, они 'влезают' в какие-то болезни и вылечивают людей путем принятия на себя кармы. Но сами при этом не заболевают, так как очищают себя.

РИНПОЧЕ: Да? это возможно, но это не значит взять на себя деяние или карму. Это временные меры в отношении больных людей. Люди вылечиваются. Но это не принятие на себя чужой кармы. У каждого своя отдельная карма.

ВОПРОС: Есть ли коллективная карма, семейная карма?

РИНПОЧЕ: Коллективной кармы не существует. Можно говорить, что люди не случайно оказываются в одной беде или в одном большом сообществе. Но это не карма. Если человек, который обладает в высшей степени благой кармой, находится в каком-то сообществе, например, в государстве, то благодаря его благой карме люди рядом с ним испытывают благополучие и комфорт.

ВОПРОС: Когда исчерпывается карма взаимоотношений двух людей?

РИНПОЧЕ: Если они оба будут еще и молиться, то они вместе будут жить из перерождения в перерождение. Молитва обладает очень большой силой.

ПРАКТИКА СОЗЕРЦАНИЯ ЙИДАМА БЕЛАЯ ТАРА

Когда мы говорим 'созерцание' или 'медитация', то по мнению людей на Западе это обязательно связано с необходимостью сесть в определенную позу, например, в позу лотоса, и заниматься созерцанием. Так вот, созерцание вовсе не связано с тем, чтобы сесть в определенную позу и так сидеть.

Действительно, если заниматься практикой, которая называется шиней - 'полное успокоение ума', или практикой этапа завершения в Тантре, то тогда, конечно, нужно сидеть в определенной позе, которая называется 'семь позиций Будды Вайрочаны'. Такая практика тоже называется созерцанием.

Но это вовсе не обязательно во всех других видах практики. То, что называется созерцанием, или, лучше сказать, практическим освоением, описано в тибетском языке как 'приобретение привычки'. Мы даем возможность своему уму освоиться с объектом, даем ему возможность приобрести привычку в отношении того объекта, на котором он останавливается, то есть войти во взаимодействие с этим объектом. Как говорится в сочинении Абхисамаяланкара, некое содержание, относящееся к объекту, осваивается как привычное, то есть происходит освоение этого содержания, поэтому этот процесс и называется практикой освоения, или созерцанием. Освоение в первую очередь связано с такими объектами,