Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

Геше Шараву вместе со всеми другими учениками, но никакого учения по поводу тренировки ума так и не услышал. И он подумал, что Геше Шарава, наверное, этой традицией не владеет. И вот однажды все ученики куда-то ушли, а Геше Шарава отправился ходить вокруг ступы. Чекава присел на дороге, и когда Геше Шарава к нему приблизился, попросил его опуститься рядом на сидение, которое он для него приготовил, и сказал, что у него есть вопрос.

На это Геше Шарава ему ответил: 'Я наставлял вас в учении и все сомнения по поводу того, что я излагал, можно было рассеять раньше. Что ты хочешь еще спросить?' И тогда Чекава спросил его: 'А слова о том, что все страдания, ошибки и пороки надо взять на себя, а счастье, хвалу и все хорошее отдать другому, - они есть в твоем учении? Про это ты мне можешь сказать?'

И тогда в ответ на его вопрос Геше Шарава произнес цитату из сочинения Нагарджуны Драгоценные четки: 'Пусть на меня обратятся все страдания другого, пусть на другого обратятся все мои добродетели'. И затем спросил: 'Святой Нагарджуна, говоря это, мог ли лгать?' Тогда Чекава отправился домой, нашел эти слова в сочинении Нагарджуны и, сверив их со словами учителя, возвратился к нему и попросил его о наставлении в Учении обмена себя на другого. И когда он обратился с этой просьбой, Геше Шарава ответил: 'Я могу передать это Учение только тому, кто способен не один год провести возле меня, чтобы вынести бремя подобного Учения'. И Геше Чекава оставался рядом с учителем в течение двенадцати лет. В результате этой тренировки он действительно смог породить настоящую, истинную мысль о просветлении - бодхичитту. И когда Геше Чекава овладел этим Учением и сам смог передавать Учение о тренировке ума, это Учение достигло ушей и сердец тех, кто хотел практиковать его.

Первой темой тренировки ума, состоящей из семи пунктов, является то, что называется 'Введение согласно Учению шастр'. Оно включает в себя:

разъяснение уникальности человеческого рождения;

разъяснение трудности обретения человеческого рождения;

разъяснение пороков сансары;

разъяснение непостоянства и смерти.

И, если говорить очень коротко: трудно обрести человеческое рождение, но если оно обретено, то оно наделено огромным смыслом. Говоря, что трудно обрести человеческое рождение, мы имеем в виду, что трудно собрать воедино все причины, которые ведут к человеческому рождению.

Одной из важнейших причин является соблюдение нравственности. И если мы поразмышляем над тем, что такое соблюдение нравственности, то поймем, как трудно соблюдать нравственность. Более того, если мы поразмыслим далее, то поймем, что -трудно даже породить мысль о необходимости соблюдать нравственность. Поэтому и говорится о трудности обретения человеческого рождения, о трудности создания причин для обретения человеческого рождения. Что означает обретение человеческого рождения, наделенного большим смыслом? Эти слова имеют то значение, что, обретя человеческое рождение, мы можем сделать все. Это значит, что мы способны избавить себя от страдания и достичь состояния счастья.

Почему другие рождения не обладают такой возможностью избавиться от страдания и обрести счастье? Вы можете посмотреть на собак, которые живут с нами. И вы увидите, что животные не способны уйти от страдания и обрести счастье. Именно этот смысл и вкладывается в слова, что человеческое рождение наделено большим смыслом, то есть в этом рождении можно достичь избавления от страдания и обретения счастья.

В человеческом рождении мы можем молиться. И если молитва будет обладать большой силой, то мы сможем оказаться в следующем рождении в Чистых Землях.

Мы можем ради будущей жизни совершать благие действия. Например, быть щедрыми - это обеспечивает высокое качество будущего рождения.

Мы можем задуматься о том, что нам предстоит в будущем рождении, и стараться соблюдать нравственность - это тоже обеспечивает высокое качество будущего рождения, то есть мы можем делать все для будущего рождения.

Тело в качестве опоры у всех у нас одинаково. Например, у нас и у Досточтимого Миларепы разные пути, а тела совершенно одинаковы.

При том, что трудно обрести человеческое рождение, при том, что оно наделено большим смыслом, жизнь человеческая разрушается с каждым моментом. Она разрушается в то время, когда мы едим, спим... В то время, когда мы ходим, она исчезает. Когда мы совершаем самые разные действия, жизнь наша неуклонно уменьшается. Мы должны знать об этом, замечать это.

И еще одно... Даже когда мы начинаем замечать это, срок нашей жизни от этого не прибавляется.