Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

не созревают плоды на деревьях или не созревают вообще. То же самое с цветами, со скотом. Некая дисгармония проявляется во всем, что касается окружающего вас мира. И как бы вы ни старались наладить дела, ничего не выходит. Вот эта дисгармония окружающего вас мира, экологическая дисгармония и является результатом пустой болтовни.

Три недобродетельных поступка, которые касаются ума, - это алчность (жадность), злонамеренность и ложные взгляды. Они, собственно, представляют собой проявления трех базовых аффектов. Первый - алчность - связан со страстью, представляет страсть в её чистом виде. Затем идет злонамеренность, которая представляет собой аффект агрессивности, или гнева. И последний - ложные взгляды - представляет собой неведение.

Алчность, или алчный ум, выражается в том, что вид всего, что вас окружает, будь это человек или вещь, мгновенно притягивает вас и порождает желание иметь это. Вот это называется алчным умом, алчностью.

Созревший результат алчности - рождение в аду, голодным духом или животным, в соответствии со степенью алчности, которая вам присуща.

Результат, сходный по опыту, - это трудности осуществления собственных целей, собственных желаний. Вы можете стремиться осуществить свои желания, можете быть последовательным, стараться, но возникает столько препятствий для осуществления желаний! И это из-за того, что в прошлой жизни вы обладали этим пороком.

Результат, сходный по действию, - это склонность к алчности.

Экологический результат алчности заключается в том, что даже если в силу каких-либо благоприятных обстоятельств вами было накоплено какое-то состояние, оно неуклонно уменьшается, и это есть результат прошлой алчности.

Далее мы говорим о злонамеренности, то есть о свойстве, присущем нашему уму, сознанию, иметь злые намерения. Мы используем и другие слова, например, 'аффект гнева' или 'агрессивность'. Терминологически и фактически агрессивность и отрицательная реакция, гневливость и злонамеренность различаются. Например, аффект агрессивности, присущий уму, проявляется в том, что человек внутренне готов к агрессии. И стоит только его задеть, как начинается борьба. Гневливость заключается в качестве реакции на какие-либо слова или действия, которые не понравились человеку. И это мощное действие аффекта. И, наконец, злонамеренность - это состояние ума, когда в ответ на что-либо нас не удовлетворяющее, наш ум порождает мысль: 'А хорошо бы ему чем-нибудь отрицательным ответить'. Такое намерение может реализоваться, а может не реализоваться - все равно это злонамеренность. В злонамеренности тоже есть свои степени. Например, если мы проявляем подобное по отношению к архату или к родителям, или к бодхисаттве (и опять же, мы никогда не знаем, что перед нами архат или бодхисаттва), то это очень тяжелый проступок. Даже самый малый вред, который мы наносим бодхисаттве, обращается против нас и влечет очень тяжелые последствия. Когда мы проявляем злонамеренность по отношению к бодхисаттве, то тем самым мы вредим намерению бодхисаттвы, который дал обет бодхисаттвы, то есть принял твердое решение избавить всех живых существ от страдания, и осуществляет это намерение. А мы, проявляя злонамеренность по отношению к бодхисаттве, препятствуем этому. Это ведет к тому, что наши добродетели, на базе которых можно совершить все то хорошее, что мы можем совершить в нашем рождении, исчезают, хотя они присутствовали в большом количестве и были накоплены за длительное время. Бодхисаттва - это объект, достойный поклонения даже со стороны будды. И будда так и делает. Бодхисаттвы - существа, перед которыми преклоняются будды. Это не значит, что перед бодхисаттвами будды обязаны делать простирания и поклоны, но, однако, они могут решить поступить подобным образом. В одной из сутр говорится, что по отношению к возрастающей луне нужно проявлять уважение. Здесь возрастающая луна является синонимом бодхисаттвы, то есть человека, который растет, развивается, непрерывно совершенствуется и увеличивается, а по отношению к такого рода существам все (и будда в том числе) должны проявлять уважение.

Бодхисаттву мы можем сравнивать с лекарственным деревом или растением; а по отношению к лекарственному растению, какой бы величины оно ни было, мы проявляем заботу, поскольку это растение помогает больным избавиться от мучений. Так и по отношению к бодхисаттвам мы испытываем такое чувство заботы, почтения, уважения, поскольку бодхисаттвы взяли на себя обязанность избавлять живых существ от страданий.

Созревшим результатом злонамеренности является рождение