Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

является причиной последующего момента безначального неведения. Насчет правильно подмеченного свойства, что без причины не возникает результат - это очень хорошо. И я вам могу подтвердить на примере, что без причины результат не возникает. Если вы возьмете семечки подсолнуха и станете их выжимать, то из них появится масло. Почему? Потому что семечки подсолнуха обладают причиной появления масла, в то время как песок, например, не обладает такой причиной.

Соотношение причины и следствия, а также беспричинности и отсутствия следствия вы можете анализировать на подобных примерах. И эти примеры могут соответствовать разным сферам буддийского Учения.

ВОПРОС: Являются ли склонность к аффектам или сами аффекты природой нашего ума или природой всех существ? И если нет, то как могли возникнуть первые аффекты?

РИНПОЧЕ: Что касается аффектов и возникновения аффектов, то они находятся внутри нашего сознания. И склонности к аффектам находятся внутри нашего сознания. Но для того, чтобы эти аффекты проявились, нужны причины. Их должно быть три:

1) в нас должны присутствовать аффекты (или склонность к аффектам);

2) должен быть внешний объект, к которому обращен этот аффект;

3) должно быть действие этой причины, то есть работа ума, которая может быть связана как с благим, так и с неблагим объектом.

Например, когда мы видим объект, который связан с аффектом страсти, то этот объект находится вне нас, а склонность к аффекту внутри нас, но их соединяет некая работа ума, которая выглядит примерно как следующая мысль: 'Хорошо бы заполучить его'. Или, если это объект гнева, то это мысль типа: 'Я сейчас взорвусь'.

Примерно так выглядит работа ума. Вот эти три составные части и порождают аффективное состояние.

ВОПРОС: То есть до того, как наступило вожделение, начальный момент вожделения...

РИНПОЧЕ: ... сопровождался работой ума. Это тоже причина вожделения. Их три: аффект, объект и работа ума.

ВОПРОС: Является ли совершение десяти благих деяний ведением?

РИНПОЧЕ: Десять неблагих деяний - это одно действие, десять благих деяний - это другое действие, но и то и другое мы совершаем с мыслью: 'Я совершу это действие' . И когда мы его совершаем, то вот это 'я', которое мы невольно вкладываем в наше желание совершить это действие, и является тем самым 'я', которое в нас присутствует как некое независимое от причин и условий 'я'. А это и есть неведение. Поэтому совершение десяти благих деяний, так же как и совершение десяти неблагих деяний, происходит на базе неведения.

Это не означает, что нет 'я' в виде наших скандх, на которые мы накладываем имя, и которые функционируют. Оно есть. Еще раз хочу вам это повторить. И нелепо говорить, что этого 'я' не существует. А вот представление о том, что это 'я' полностью непричастно к каким-либо причинам и условиям и есть неведение, которое сопровождает действие.

ВОПРОС: Правильно ли, что только познав относительную истину, можно познать абсолютную истину?

РИНПОЧЕ: В этом вопросе спрашивается как бы о последовательности познания с точки зрения относительной и абсолютной истины, спрашивается, только ли познав относительную истину, можно познать абсолютную истину.

На самом деле, только познав абсолютную истину, можно познать относительную истину. Вот, например, горшок. Это абсолютная истина или относительная истина? Это относительная истина. Но познать то, что горшок является относительной истиной можно, только познав с точки зрения абсолютной истины, что горшок по природе пуст или что горшок по природе не существует. Только исходя из этого, можно будет познать относительную истину горшка.

Вещи существуют не так, как мы их видим, а так, как они существуют на самом деле. Разница между тем, как вещи существуют на самом деле и тем, как мы их видим, называется по-тибетски 'дзин-па', а на санскрите 'грахья' - 'схватывание'. 'Схватывание' означает, что мы каким-то образом устанавливаем нечто сущее. Да, это сущее может быть в любом проявлении. Мы только и можем, что установить нечто сущее. Например, Будда - это тоже нечто сущее. И до тех пор, пока мы нечто сущее устанавливаем, этот процесс схватывания продолжается. И поскольку он происходит безостановочно, мы не можем преодолеть дисгармонии, разрыва между тем, как вещи существуют на самом деле и тем, как мы их видим. Вот это и называется схватыванием.

Эта дисгармония между двумя уровнями, между истинами относительной и абсолютной, преодолима только в том случае, если вы действительно постигли то, как вещи существуют на самом деле. Если вы это постигли, тогда сущее не представляет