Карлос Кастанеда

Дар орла 1981г

глаз делали его похожим на стилизованную

фреску майя. Большую часть дня он был дружелюбным и теплым, но как

только сгущались сумерки, он становился неизмеримо далеким. Его голос

изменялся. Он садился в темном углу и позволял темноте поглотить себя.

Все, что оставалось от него видно, - это его левый глаз, который

оставался открытым и приобретал странное сияние, подобно глазам кошек.

Второй темой, которая всплыла в процессе наших общений с воинами

дона Хуана, был вопрос о контролируемой глупости. Дон Хуан однажды дал

мне краткие объяснения, когда рассказывал о двух категориях, на которые

по правилу делятся все женские воины, сновидящие и сталкеры. Он сказал,

что все члены его партии применяют искусство сновидения и искусство

красться как часть своей повседневной жизни, но те женщины, которые

являются светилом сновидящих, и те, что являются светилом сталкеров, -

это главные авторитеты в соответствующей деятельности. Сталкеры - это

те, кто берет на себя заботы повседневного мира. Они ведут все дела и

именно они имеют дело с людьми. Все, что как-либо относится к миру

обычных дел, проходит через них. Сталкеры практикуют контролируемую

глупость точно так же, как сновидящие практикуют искусство сновидения.

Другими словами, контролируемая глупость является основой искусства

сталкеров, как сны являются основой искусства сновидения. Дон Хуан

сказал, что вообще самое большое достижение воина во втором внимании

- это искусство сновидения, а самое большое его достижение в первом

внимании - это искусство красться, искусство сталкинга. Я неправильно

понял то, что делали по отношению ко мне воины дона Хуана при нашей

первой встрече. Я принял их действия за трюкачество и это мнение так

бы и осталось у меня до сего дня, если бы не идея контролируемой

глупости. Дон Хуан сказал, что их действия со мной были мастерскими

уроками в искусстве сталкинга. Он сказал мне, что этому искусству

обучал его бенефактор раньше, чем чему-либо другому. Чтобы выжить среди

воинов своего бенефактора, ему приходилось учиться этому искусству

быстро. В моем случае, по его словам, поскольку мне не пришлось

сталкиваться постоянно с его воинами, я был вынужден сначала учиться

сновидению. Когда настанет нужный момент, на свет выйдет Флоринда и

введет меня в сложности искусства красться. Никто другой не может

разговаривать со мной об этом обдуманно, - они могут только давать мне

прямые демонстрации, что они и делали при нашей первой встрече. Дон

Хуан подробно объяснил мне, что Флоринда является одним из самых

выдающихся практиков искусства красться, поскольку она была обучена

каждой тонкости этого искусства его бенефактора и его четырьмя женскими

воинами-сталкерами. Флоринда была первым женским воином, попавшим в мир

дона Хуана, и из-за этого она станет моим личным проводником не только

в искусстве красться, но и в загадку третьего внимания, если я

когда-нибудь туда попаду. Дон Хуан не углублялся далее в этот вопрос.

Он сказал, что все это подождет до тех пор, пока я не буду готов

сначала учиться искусству красться, а затем войти в третье внимание.

- 114 -

Он говорил, что его бенефактор тратил добавочное время с ним и с

другими воинами на все, что относилось к овладению мастерством

сталкинга. Он применял сложные розыгрыши, чтобы создать подходящий

контекст для гармоничного соответствия между буквой правила и

поведением воина в повседневном мире, когда он взаимодействует с

людьми. Он считал это единственным способом убедить их в том, что при

отсутствии самомнения есть только один способ, которым воин может

взаимодействовать с социальной средой - это контролируемая глупость.

Разрабатывая свои ситуации, бенефактор дона Хуана сталкивал обычно

действия людей и действия воинов с требованиями правила, а затем

отходил в сторону и позволял естественной драме разворачиваться

самостоятельно. Глупость людей некоторое время занимает главенствующее

положение и вовлекает в свое течение воинов, как и полагается по

естественному ходу событий, но в конце обязательно бывает побеждена

более широким планом правила.

Дон Хуан рассказывал, что сначала он противился контролю своего

бенефактора над игроками в ситуациях. Он даже высказывал это ему в

лицо. Его бенефактора это не задело. Он возразил, что его контроль -

не более, как иллюзия, созданная орлом. Он только неуязвимый воин, и

его действия - не более, как смиренная попытка отразить, как в зеркале,

орла.

Дон Хуан сказал, что та сила, с которой его бенефактор приводил в

исполнение свои