Карлос Кастанеда

Дар орла 1981г

концентрироваться на этой точке,

не нагружая ее свинцом.

Однажды я самостоятельно вошла в сновидение. Я чувствовала свой

живот в том месте, где Нагваль так часто клал грузик, когда внезапно я

заснула, как обычно, но только при этом что-то толкнуло меня в матку. Я

увидела красноватое сияние, а затем совершенно изумительный сон, но как

только я попыталась пересказать его Нагвалю, я поняла, что это не был

обычный сон. Я не могла объяснить ему, что это был за сон, - я просто

чувствовала себя очень счастливой и сильной. Он сказал, что это было

сновидение.

С этих пор он никогда не клал на меня грузик. Он позволял мне

заниматься сновидением и не вмешивался. Время от времени он просил

меня рассказать ему об этом и затем давал указания. Вот таким образом

должно проводиться обучение сновидению.

Горда сказала, что по словам дона Хуана облегчить сновидение могло

что угодно, как и неделание, при условии, что внимание будет

удерживаться фиксированным. Например, он заставлял ее и других учеников

пристально смотреть на листья и камни и поддержал Паблито, когда тот

захотел сконструировать свое собственное устройство для неделания.

Паблито начал с неделания ходьбы назад. Он двигался, бросая

короткие взгляды через плечо, чтобы видеть тропу и избегать препятствий

на ней. Я подал ему идею использовать зеркальце заднего обзора, а он

развил ее в целую конструкцию из деревянного шлема с придатками, на

которых были укреплены два маленьких зеркальца примерно в 15 см от его

лица и в 5 см ниже уровня его глаз. Два зеркальца не мешали ему

смотреть вперед, а благодаря боковому углу, под которым они были

установлены, они охватывали все пространство позади него. Паблито

- 74 -

хвастал, что имеет полный круговой обзор мира. При помощи этого

сооружения он мог идти назад на любое расстояние и в течение любого

времени.

Поза, которую принимаешь для сновидения, тоже была очень важной

темой.

- Не знаю, почему Нагваль не говорил мне с самого начала, -

сказала Горда, что лучшей позой для женщины, чтобы начать сновидение -

это сесть со скрещенными ногами, а затем дать телу упасть, как оно и

сделает, если внимание будет на сновидении.

Нагваль сказал мне об этом, наверное, через год после того, как я

начала. Теперь я секунду сижу в этом положении, затем ощущаю свою

матку, - и я уже в сновидении.

В самом начале я делал сновидение, как и Горда, лежа на спине,

пока однажды дон Хуан не сказал мне, что я добьюсь лучших результатов,

если буду сидеть на тонкой мягкой циновке, сложив ступни ног одна к

другой и положив бедра так, чтобы они касались циновки. Он указал, что

поскольку у меня гибкие тазобедренные суставы, я должен развить их

полностью, ставя себе задачей, чтобы мои бедра полностью прилегали к

циновке. Он добавил, что если я буду входить в сновидение в таком

сидячем положении, мое тело не соскользнет и не упадет в сторону, а

туловище наклонится вперед и лоб уляжется на ступни ног.

Другой очень важной темой было время, когда следует проводить

сновидение. Дон Хуан говорил нам, что поздний вечер и раннее утро

наиболее благоприятны для этого. Причина, по которой он предпочитал

именно эти часы, крылась в том, что он называл практическим применением

знания магов. Он сказал, что поскольку заниматься сновидениями

приходится в окружении людей, следует выбирать наилучшие условия для

уединения и отсутствия вмешательства. Вмешательство, которое он имел в

виду, было связано с вниманием людей, а не с их физическим

присутствием. По словам дона Хуана, бессмысленно уходить из мира и

прятаться, потому что если даже человек совсем один в изолированном

пустынном месте, вмешательство людей все равно существует, потому что

невозможно отключить их первое внимание. В зависимости от местности, в

часы, когда большинство людей спит, возможно отвести часть этого

внимания на короткий отрезок времени. Именно в эти часы первое внимание

окружающих спит.

Это вело к его описанию второго внимания. Дон Хуан объяснил нам,

что то внимание, которое необходимо в начале сновидения, должно быть

насильно остановлено на определенной детали сна. Только путем

обездвиживания нашего внимания возможно превратить обычный сон в

сновидение.

Далее он объяснил, что в сновидении приходится пользоваться теми

же механизмами внимания, что и в повседневной жизни; наше первое

внимание выучено с большей силой фокусироваться на деталях мира для

того, чтобы превратить аморфное и хаотическое чувство восприятия в

упорядоченный мир сознания.

Дон Хуан сказал нам также,