Карлос Кастанеда

Дар орла 1981г

была задача соединения наших

левой и правой сторон в объединение этих двух различных форм восприятия

в единое целое. Это была задача по закреплению нашей целостности путем

преобразования интенсивности в линейную последовательность.

Для нас стало ясно, что та деятельность, в которой мы принимали

участие, могла занимать очень мало времени по часам. По причинам нашей

- 91 -

неспособности воспринимать в терминах интенсивности мы могли иметь

только подсознательное восприятие больших отрезков времени. Горда

считала, что если бы мы смогли расположить интенсивность в линейной

последовательности, то могли бы честно считать, что прожили тысячу лет.

Тот прагматический шаг, который предпринял дон Хуан, чтобы

облегчить нам задачу воспоминания, состоял в том, что он вводил нас в

контакты с различными людьми, пока мы находились в состоянии

повышенного осознания.

Он тщательно следил за тем, чтобы мы не видели этих людей, пока

находились в состоянии обычного осознания; так он создал подходящие

условия для воспоминания.

Закончив наши воспоминания, мы с Гордой вошли в очень смутное

состояние. У нас было детальное знание о социальных взаимодействиях,

которые мы разделяли с доном Хуаном и его компаньонами.

Это не были воспоминания в том смысле, как я мог бы вспомнить

эпизод из своего детства; это были более чем живые детальнейшие

воспоминания о событиях. Мы восстановили разговоры, которые, казалось,

еще звучали у нас в ушах, как если бы мы одновременно слушали это.

Мы оба чувствовали, что излишним было бы стараться разобраться в

том, что с нами происходило.

Все то, что мы вспоминали с точки зрения нашего опыта, происходило

прямо сейчас. Таков был характер наших воспоминаний. Наконец-то мы с

Гордой могли ответить на те вопросы, что так нас мучили. Мы вспомнили,

кем была женщина-нагваль, какое место она среди нас занимала, какова

была ее роль. Мы скорее вычислили, чем вспомнили, что провели

одинаковое количество времени с доном Хуаном и доном Хенаро в состоянии

нормального осознания - и с доном Хуаном и его другими компаньонами в

состоянии повышенного осознания. Мы восстановили каждый нюанс этих

взаимоотношений, которые были скрыты интенсивностью.

После вдумчивого обзора всего того, что мы обнаружили, мы

соединили, хоть и в минимальной степени, две стороны своего существа.

Затем мы обратились к другим темам и новые вопросы встали на месте

старых.

Существовало три предмета, три вопроса, которые суммировали все

то, что нас волновало. Кто такой был дон Хуан и кем были его

компаньоны? Что они в действительности делали с нами? И куда все они

ушли?

* ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Дар орла *

9. Правило нагваля

Дон Хуан был очень скупым на информацию о своем прошлом и своей

личной жизни. Его сдержанность была главным образом дидактическим

средством; насколько это касалось его самого, то его время начиналось с

того момента, когда он стал воином. Все, что случилось с ним раньше,

имело очень мало значения.

- 92 -

Все, что мы с Гордой знали о его ранней жизни, - это что он

родился в Аризоне от родителей индейских племен яки и юма. Когда он

был еще ребенком, его родители перевезли его жить к индейцам яки, в

Северную Мексику. В 10-летнем возрасте он был вовлечен в водоворот

войн яки. Его мать была убита, а отец захвачен в плен мексиканской

армией. И дон Хуан, и его отец были сосланы в центр для перемещенных

лиц на крайний юг штата Юкатан. Там он и вырос.

О том, что происходило с ним в течение этого периода, он нам

никогда не рассказывал.

Дон Хуан считал, что нет необходимости говорить нам об этом. Я

считал иначе. То значение, которое я придавал этому отрезку его жизни,

исходило из моего убеждения, что все отличительные черты и характер его

лидерства закладывались в том опыте, который он приобрел именно в то

время.

Однако не этот опыт, каким бы важным он ни был, делал его столь

неизмеримо важной фигурой в наших глазах и в глазах его других

компаньонов.

Его выдающееся положение покоилось на том случайном акте, путем

которого он вошел в "правило".

Быть вовлеченным в правило все равно, что жить в мифе. Дон Хуан и

жил мифом - мифом, который поймал его и сделал нагвалем. Он сказал,

что когда правило поймало его, он был агрессивным и ненадежным

человеком, живущим в изгнании, как тысячи других индейцев яки северной

мексики жили в то время. Он работал на табачной плантации в Южной

Мексике. Однажды после работы во время чуть ли не роковой стычки из-за

денег со своим товарищем по работе он получил пулевое ранение