Неизвестный

Титул

совершенно непонятно - что брать за религиозный закон? Потому что одни положения Талмуда спорят с другими и опровергают друг друга. Как бы там ни было, а говорить об особой гениальности (не в ироническом смысле) тех, кто составил такую книгу с содержанием ни про что, не приходится.

Начиная с самых главных положений, которые еще не опускаются до уровня кухонь и спален, а еще где-то как бы остаются в сферах духа, в Талмуде одна лишь неразбериха и споры. Например, в таком важном вопросе, (из-за которого в частности поссорились в свое время католики и православные), как толкование выражения "Дух Божий", в Талмуде существует три точки зрения:

1. Дух Божий - это дыхание,

2. Дух Божий - это Адам,

3. Дух Божий - это Мессия.

Не говоря уже о том, что сами эти трактовки Духа Божия вообще далеки от понятия Духа вообще, здесь, кроме детской растерянности в попытке что-то неуверенно угадать, не видно вообще ничего философски значимого. В любом случае нам, русским, нельзя ввязываться во внутриталмудистскую борьбу этих точек зрения, поскольку выражение "Дух Божий снизошел на него" сразу же навевает невеселый и подозрительный вопрос - кто и как на кого снизошел: Адам на кого-то, или сам Мессия, неужели, все таки, на Адама?

В Талмуде представлено много школ иудаизма, которые толкуют одни и те же вопросы каждая по своему, зачастую, очевидно, даже и не знакомясь с тем, что думают по этому поводу другие школы. Например, вот как различными школами объясняется тот казус, что все евреи - это арамейцы. Школа Ицхака говорит, что, поскольку матерью Иакова и Исава была нееврейка (арамеянка Ревекка), то человек может стать евреем, поднявшись над своим происхождением. Вот так просто. То есть древние арамейцы поднялись над своим происхождением и стали евреями. Ну, что ж, мы бы это приняли, если бы не школа Рабби Ионахана, которая утверждает, что когда беременная Ревекка проходила мимо синагоги (!?), то Иаков толкался о стенки ее чрева, (так хотел в синагогу), и, следовательно, Иаков был уже евреем от рождения, а Исав нечистым. Кроме законного вопроса - а кто мог заглянуть в живот Ревекке и определить, кто именно из двоих близнецов толкался? - здесь есть вопрос еще проще - откуда взялись синагоги во времена Ревекки, если они возникли тысячу лет позже, во времена Вавилонского плена, как следствие того, что храм, где только и предписывалось собираться евреям для молитв, был разрушен и его развалины остались на родине? Знакомясь с такой аргументацией, пожалуй, можно дальше вообще не разбираться с