Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

монарха и тысячу глаз, символизирующих тысячу будд настоящей 1 кальпы 0. Ченрезиг поэтому и далее мог помогать существам в этой форме, также как и в других своих формах с двумя и четырьмя руками. Амитаха попросил Чен- резига снова сделать обещание с еще большей энергией, чем до этого, а затем передал ему шесть слогов мантры: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. Такова история появления Ченрезига в сфере относительности. Страна Блаженства и Потала Потала главным образом известна как дворец в Лхасе, который, до втор- жения китайцев, служил резиденцией Далай Лам. Однако Потала в Лхасе по- лучила свое название от небесной Поталы, горы, на вершине которой пребы- вает Ченрезиг. Земная Потала - это отражение божественной Поталы. Здание в Лхасе изначально было названо "Потала", потому что царь, Сонгцен Гам- по, который распорядился о ее сооружении в седьмом веке, рассматривался в качестве эманации Ченрезига, как и Далай Ламы позднее. Хотя дворец ченрезига, как эманации, - это божественная Потала, он так же пребывает в Стране Блаженства ( 1Девачене 0). Он является приемником Амидабхи, когда Амитабха переходит в другие чистые страны. Поэтому, в конце медитации, молятся о перерождении в Стране Блаженства. Страна Блаженства и Потала находятся в разных местах. Страна Блаженс- тва лежит на западе чрезвычайно далеко от нашего мира, между тем как По- тала - на юге и гораздо ближе. Именно оттуда, в частности, Ченрезиг наб- людает за землей. Такие соображения содержательны исключительно в контексте буквального смысла. С точки зрения безусловного смысла, проявления будд и их чистых стран - "одного и того же вкуса." К ним нельзя применить понятий мно- жественности или единственности. По правде, страны и чистые манифестации, такие как Страна Блаженства, являются ничем иным, как доподлинным сиянием ума будд. Проявившись, они не обладают объективной реальностью с точки зрения пробуждения; они на- ходятся вне представлений о субъекте и объекте. Это тип не-двойственной видимости, которую называют "подлинным сиянием." Мы не имеем способности видеть чистые страны. Обращая к ним ум, одна- ко, и молясь о перерождении там, мы создаем и очищаем тенденцию, кото- рая, в соединении с силой пожеланий и милостью будд, позволяет нам дейс- твительно получить новое рождение там после смерти. Переживание, которое там испытывают, отличается как от того пережива- ния, что имеется у нас сейчас, и переживания будды. Явления, что мы воспринимаем в чистой сфере не обладают той структурой явлений обычной материи; у них чистая природа. Всё - прекрасно, все звуки - гармоничны, любой запах - приятен, и так далее. Там отсутствуют тревожащие эмоции и страдание. И тем не менее мы остаемся в рамках отношения субъекта к объ- екту; мы не испытываем недвойственной чистоты. Чтобы обрести ее, нам на- до продолжать получать учения, медитировать и практиковать в чистой стране. Мы ушли от страданий состояния обыкновенного существа, но мы еще не достигли предельной недвойственности: реализации будды. В общем, чтобы переродиться в чистых странах, первое, что необходимо, это обрести уровень первой ступени бодхисаттвы, весьма высокий уровень реализации. На этом уровне уже обладают видением предельной реальности. Чтобы родиться в Стране Блаженства, не обязательно достигать такого уровня. Можно переродиться и жить там не добившись первой ступени. Такое возможно благодаря особой силе сострадания и пожеланий Будды Амитабхи. Сказано, что если устремленность, преданность и доверие очень велики, то даже человек совершивший множество негативных действий может переродить- ся в Стране Блаженства. Это также такое место, где могут проявляться в конце своей жизни столь высокие существа, как, например, Кхьюнгпо Налд- жор, основатель линии Шангпа. Чем бы ни была эта страна, она является состоянием, с которого нет возврата. Однажды переродившись там, больше невозможно снова упасть в миры 1 самсары 0. Мантра "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ" 1Мантры 0 - это звучание проявления, исходящего из пустоты. Они - под- линное звучание пустоты. С точки зрения абсолютной истины и самой пустоты, 1 0у 1мантры 0 нет како- го-либо существования. Нет ни звука, ни 1 мантры 0. Звуки 1 0и 1мантры 0, как и все прочие формы проявления, принадлежат относительной области, происхо- дящей из пустоты. В области относительного, звуки, хотя и лишенные собс- твенной сути, обладают силой обозначать, называть и действовать на ум. Когда, к примеру, кто-нибудь говорит нам: "Ты замечательный человек," - или же, - "Ты неприятен," - слова "замечательный" или "неприятный" - не "вещи".