Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

голова будды Амитабхи. Позднее традиционная иконография стала изображать царя в шапке, функция которой заключалась в том, чтобы спрятать ту самую голо- ву. Таким было зачатие и рождение царя, который, хоть и родился в семье, исповедовавшей 1 бон 0, обратился в буддизм и привнес сострадание и мягкость этой традиции в страну, имевшую репутацию варварской. Сонгтсен Гампо, кроме своей жесткой политической активности, ввел в употребление алфавит тибетского языка через своего министра Тхонми Самб- хота. Этот алфавит отправлялся от санскритского. Сонгтсен Гампо так же построил дворец Поталы и святилище Джокханг. На примере Сонгтсен Гампо, олицетворения Ченрезига в человеке, мы мо- жем лучше понять ту особую связь, что соединяет тибетцев с их любимым божеством. Кьергангпа Кьергангпа, лама, который жил в двенадцатом веке, был третьим держа- телем линии Шангпа Кагью после Кхьюнгпо Налджора и Мочокпы. У него было особая преданность Ченрезигу и мы увидим, что его опыт напоминает опыт Гелонгмы Палмо. "У мнея есть сейчас драгоценное человеческое существование," - думал он. "Я не должен разбрасываться им понапрасну, но придать ему осмыслен- ность. Мне следует употребить его на обретение пробуждения и претворение блага существ. Чтобы добиться этой цели, я принимаю обязательство всеце- ло посвятить себя практике Ченрезига." Сделав такое обещание, он отправился в затворничество. День и ночь Кьергангпа делал медитацию Ченрезига и повторял 1 мантру 0. Ченрезиг появился перед ним спустя три с половиной года отшельничест- ва. Кьергангпа тогда сказал ему: "Три с половиной года я лишал себя еды и сна; не прерываясь, я бубнил твою 1 мантру 0 и делал твою медитацию. Поче- му же я не мог увидеть тебя до сегодняшнего момента?" "Две помехи не давали тебе увидеть меня," - ответил Ченрезиг. -" Пер- вая - кармические завесы, скопившиеся в твоем уме с безначальных времен. Постепенно, медитация освободила тебя от них. Вторая - упование на то, чтобы увидеть меня. Ты медитировал и говорил 1 мантру 0, ожидая моего появ- ления и опасаясь своей неспособности добиться такого результата. Упова- ние и страх - вот две большие преграды. На самом деле, начиная с треть- его дня твоего уединения, я присутствовал в затворе, и мы не разлучались ни на один момент с того времени. Но лишь сейчас обе помехи пропали." Гьялсе Томе Современник третьего Кармапы, Ранджунг Дордже (первая половина четыр- надцатого века), Гьялсе Томе, так же известный как Томе Зангпо, "хороший Томе", был автором известного текста, озаглавленного 1 Тридцать семь прак- 1тики бодхисаттвы 0, а также других текстов. Единодушно рассматриваемый ти- бетцами как эманация Ченрезига, он олицетворял присутствие Великого Сострадательного среди людей. Гьялсе Томе родился в провинции Тсанг и, сказано, что его рождение было отмечено дождем цветов и другими чудесными знаками. В младенчестве, он естественно проявлял большую любовь к людям и жи- вотным. Подобно многим детям его возраста, его обязанностью был присмотр за овцами и яками. Однако ум Гьялсе Томе был настолько занят дхармой, что как-то раз, бросив стадо, он убежал учиться с ламой. Потом он принял монашеские обеты и получил имя Зангпо Пал. В течение этих лет, Гьялсе Томе изучал великие предметы Буддийской философии, 1винаю 0, 1 праджняпарамиту 0и 1мадхьямику 0. Сказано, что он обладал знанием всех текстов, какие были переведены с санскрита на тибетский язык. У него была огромная эрудиция. Не замыкаясь в отвлеченном интеллектуализировании, он постоянно забо- тился о больных, бедных и нищих, непрестанно пытался облегчить их стра- дания. Говорится, что, когда он принимал обеты бодхисаттвы - обязатель- ство достичь пробуждения ради блага существ - тряслась земля и все пространство заполняли сверкающие радуги. Затем он практиковал 1 шесть соединений Калачакры 0. Лама, который нас- тавлял его, увидел, что в продолжение многих существований Ченрезиг был его главным медитационным божеством. Лама дал ему несколько инициаций на Ченрезига, а также большое количество наставлений по практике. Каждый день Гьялсе Томе делал по сотне простираний, по сотне обходов вокруг ступы, и декламировал обращение-восхваление Тары двадцать один раз. Двадцать лет своей жизни он провел в отшельничестве делая практику 1Ньюнг Нэй 0 и медитируя на 1 бодхичитте 0. Однажды у него состоялось видение Ченрезига с одиннадцатью лицами, что вызвало рождение глубокой реализации пустоты-сострадания в уме Гьял- се Томе. Трево Текден, один из великих учеников третьего Кармапы, сказал ему: "Ченрезиг Великий Сострадательный