Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

сивности, и можем сказать себе, что не станем снова помогать кому-либо, кто реагирует на наше великодушие таким образом. Необходимо понимать, как работать с ситуацией, чтобы не действовать вразрез с состраданием. Человек, который проявляет враждебность к нам перед лицом нашего положи- тельного намерения, не действует свободно. Он находится под властью не- ведения, 1 кармы 0, и тревожащих эмоций, которые не дают ему действовать иначе в настоящий момент. Хотя у нас и имеется чувство того, что он мог бы вести себя по-другому, у него не было выбора. Как сказал Шантидева: 1Я не злюсь 1По поводу болезни, что заставляет меня страдать. 1Почему же у меня должен быть гнев на других? 1Они, тоже, находятся под влиянием условий (которые заставляют их 1действовать таким образом) 0. Понимание несвободы других, когда те агрессивны, защищает нас от то- го, чтобы отворачиваться от них в свою очередь. Мы, наоборот, развиваем еще большее сострадание к ним и желаем, чтобы, даже если и не можем по- мочь им сейчас, суметь помочь им в будущем. Мать, у которой несколько детей, любит их и уделяет им одно и то же внимание и заботиться обо всех них. Может так случиться, однако, что один ребенок, из-за болезни или некоторой временной трудности, показыва- ет свою агрессивность по отношению к матери, несмотря на заботу и добро- ту, которую она оказывает ему. Возможно он даже попробует оскорбить или ударить ее. Всякое возможно. Тем не менее, мать не подумает: "Это больше не мой ребенок; я не хочу заботиться о нем; я не стану делать ничего для него." Напротив, она понимает, что его реации вызваны болезнью или дру- гими обстоятельствами. У нее еще больше любви к нему, она терпеливо вы- носит его резкости, и желает помочь ему, как только это возможно. Когда мы подвергаемся несправедливой агрессии других, нам следует придержи- ваться такого же отношения. Конечно у нас теперь нет совершенной любви и сострадания. Это нор- мально, поскольку мы обыкновенные существа. Нам следует рассматривать процесс приобретения любви и сострадания как ученичество, как последова- тельное продвижение. Это вроде того, как, когда ребенок идет в школу, то сперва учиться читать и затем мало помалу, по мере продвижения в старшие классы, приобретает новое знание, основанное на раннее полученном зна- нии. Нам не следует питать каких-либо сомнений относительно возможностей развить любовь и сострадание. То - не идеи, существующие вне нас самих, но как мы видели в разделе об абсолютном Ченрезиге, эти качества сущест- вуют уже сейчас в нашем уме в совершенном, однако скрытом виде. С учетом непогрешимой взаимосвязанности всех феноменов, не сомненно, что наше от- носительное и фактическое ученичество приведет к реализации этих потен- циальных качеств. Сострадание подразумевает наше желание освободить всех существ от 1самсары 0, хотя и бывает, что необозримость этого желания делает его на вид невозможным. До сих пор нам не удалось избавиться самим от 1 самсары 0, так что, какой толк мечтать об избавлении прочих! И тем не менее как раз именно это благородное и мужественное отношение приведет нас к собствен- ному освобождению. Когда мы достигли пробуждения, это станет той динами- ческой силой, что позволит нам помогать остальным. И даже сейчас данное умонастроение дает огромную пользу. Оно уменьшает собственное страдание и дает нам возможность уже теперь облегчить страдание других. Без 1 бодхичитты 0, то есть без любви и сострадания, всякая другая прак- тики, не важно насколько глубока та ни казалась бы, не является путем к пробуждению: ни 1 ши нэй 3 0(ментальное успокоение), ни медитации на божест- вах, ни упражнения на тонких каналах и энергиях. На западе сегодня много техник, позволяющих делать удивительные вещи. Люди могут летать в космос, передвигаться под водой, репродуцировать и передавать на расстояние изображения и слова, проходить длинные дистан- ции за короткое время, и делать многое, о чем только могли мечтать в прошлом. Но никто не смог бы изобрести и использовать эти вещи, если бы не было открыто и не использовалось электричество. Без электричества все остановилось бы; машины стали бы неподвижными и ненужными предметами. 1Бодхичитта 0 - это электричество духовной практики. Если его отрубить, ничто не получится. С другой стороны, с 1 бодхичиттой 0, фазы построения и завершения в медитации на божествах становятся подлинным путем к пробуж- дению; медитация на пустоте становится путем к пробуждению; и концентра- ция на тонких ветрах и каналах становится путем к пробуждению. Одушев- ленная 1 бодхичиттой