Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

мысли, заставляя нас вернуть- ся к погружению в нашу обычную личность, тогда используют поддержку ви- зуализации, с целью опять получить идею о том, что я - это божество. К примеру, думают "я - Ченрезиг, поэтому, мое тело белого цвета" и перено- сят свое внимание на белизну тела. Это позволяет стабилизировать ум на некоторое время. Когда нас отвлекают другие мысли от белого цвета, тогда мы вспоминаем принадлежности, которые мы держим в руках, и так далее. Когда устойчивое внимание больше невозможно удерживать на одной из час- тей визуализации, переходят к другой: рукам, ногам, лицу, и так далее. Подобным же образом и наш ум привыкает к некоторой устойчивости, без напряжения. Визуализация делается все более непринужденной и приятной. Когда маленький ребенок сидит в окружении множества игрушек, он и не думает играть со всеми ими сразу. Он берет одну игрушку и играет с ней некоторое время, затем, когда ему стало достаточно, берет другую, кото- рую, опять же, откладывает, чтобы поиграть с третьей, и так далее. У не- го полно игрушек, но он не беспокоится на счет возможности поиграть со всеми сразу. Он знает, что они здесь, но одной игрушки довольно, а когда она наскучит, он может взять другую. Медитация Ченрезига во многом аналогична. Сначала визуализируют лицо, или одну руку, украшение, цвет, а когда уму надоело, переходят к другой детали. Тогда ум чувствует большую легкость, наделенную свободой перед- вижения, и лишенную веса, превышающего его способности. Это - очень хо- роший метод овладения медитацией. В противном случае, рискуют приступить к визуализации в беспокойстве и с напряжением: "Я просто должен визуализировать не забывая ничего - ни тела, ни цветов, ни атрибутов; пусть руки остаются на своем месте, равно как и ноги, и сверх того, мне нельзя выпускать лицо из виду, когда я размышляю о лотосе или четках..." Такая задача покажется совершенно оше- ломляющий, вы будете полностью обескуражены еще даже не начав! Предположим, что перед вами ставят множество задач, которые вы должны выполнять одновременно. Вы не знаете за что взяться; начиная одно, вы беспокоитесь о неспособности сделать другое. Вы думаете: "Я никогда не справлюсь с этим. У меня нет времени, необходимого на все это. Это не- возможно!" Вам будет не легко с таким чувством, будто вы взвалили непо- мерную ношу на свои плечи. Но вам и не обязательно подступаться к меди- тации с такой же тяжестью в уме. Делая визуализацию, у нас имеется некоторая пластичность и способ- ность решать, что мы можем или не можем сделать; ведь именно наш ум ду- мает таким образом. И напротив, когда мы желаем получить совершенную ви- зуализацию, а потом, не будучи способными достигнуть этого, мы восстаем против самих себя или отчаиваемся, то это как и прежде наш ум создает эти проблемы. Ум сам творит себе свободу или трудности в зависимости от его подхода к вещам. Надо обладать искусством верно направлять ум и знать, как непринуж- денно и легко медитировать, на подобие того, как маленький ребенок игра- ет с тем, что подходит ему в удобное ему время. Для него это не сложно и его ничто не беспокоит. Мысли, которые обычно волнуют нас, могут быть успокоены применением такого отношения. Если же, напротив, мы фиксируем- ся на идее о том, что должны не забыть "это" и не пропустить "то", мы лишь добавляем новых беспокойств к старым и новое напряжение с нашему старому. Но не в этом цель медитации. . МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ Медитация Ченрезига состоит из четырех частей: - Вступление - Фаза построения - Фаза завершение - Заключение Вступление Вступление к медитации включает две части: принятие прибедища и раз- витие ума пробуждения. То и другое декламируется в одном и том же стихе, который повторяют три раза: САНГ ГЬЕЙ ЧУ ДАНГ ЦОК КЬИ ЧОК НАМ ЛА ЧАНГ ЧУБ БАР ДУ ДАУ НИ КЬЯБ СУ ЧИ ДАГ ГИ ДЖИН СОК ГЬИ ПЭЙ СО НАМ КЬИ ДРО ЛА ПЕН ШИР САНГ ГЬЕЙ ДРУБ ПАР ШО 1Пока не достиг просветления, я принимаю прибежище 1В Будде, дхарме и возвышенной сангхе. 1Благодаря заслуге, зарождаемой практикой щедрости и других 1совершенств, 1Пусть я реализую пробуждение ради блага существ. Первые две строки относятся к принятию прибежища; две следующие стро- ки - к зарождению ума пробуждения. 1Принятие прибежища 0 может совершаться двумя способами: без или с визу- ализацией. В первом случае, просто думают, что все будды и бодхисаттвы все время присутствуют здесь и что мы отдаем себя их опеке. Во втором случае, визуализация отличается от визуализации "дерева прибежища", используемой в частности в 1 подготовительных практиках 0, когда представляются