Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

страданием, ли- шено настоящей сущности, и самоосвобождается в то же самое время, когда проявляется. Счастье и страдание, на деле, - это динамика пустого ума, не имеющего действительной реальности; А посему нам не надо ни отвергать ни прини- мать их. Отпустить обстоятельства самораскрываться в этом 2действие 0 Великого Сострадательного. Данные первые три аспекта являются распространением практики, которую нам следует применять на протяжение всего дня. Практика сна Практика сна работает с глубоким сном без сновидений с одной стороны, и со сном со сновидениям, с другой. Первое соответствует ясному свету, а второе - реальности явлений. Сперва делают пожелание способности сознавать сны, которые возникают в уме в течение наступающей ночи. Потом, для того чтобы подготовится к практике глубокого сна, прежде, чем отойти ко сну, визуализируют себя в форме Ченрезига. Представляют, что внутри, во лбу, на уровне и в прогале между бровей, находится ма- ленькая сфера белого света, на которую направляют свой ум. И таким обра- зом засыпают. При поддержке визуализации, если мы сумеем заснуть в сос- тоянии нерассеяния, в отсутствии мыслей, и с умом, пребывающем в пусто- те, мы закладываем фундамент распознавания ясного света, сначала во вре- мя глубокого сна, а затем в момент смерти. Ясный свет, говоря более по- нятно, предполагает, что отсутствие мыслей сопровождается сознанием. И тем не менее даже если мы никак не добиваемся его, отсутствие мыслей и медитация на сфере белого света упрощают его возникновение. В частности, в момент смерти, мы сумеем распознать его в конце процесса проявле- ния-продолжения-достижения. Во-вторых, практика сна может совершаться с желанием действительно сознавать то, что нам снится в ходе самого сновидения. Следует попытать- ся понять, что картинки сновидения, в то самое время, когда они проявля- ются, лишены настоящей сущности. Они - всего лишь продукт ума. После этого надлежит попробовать оставаться в медитации с таким состоянием осознанности. Аналогичным образом, мы пытаемся распознать отсутствие ре- альности приятных и неприятных ощущений, отсутствие реальности радости или страданий, которые мы можем испытывать в течение сна. Следовательно, происходит самоосвобождение феноменов сна. Эти феномены продолжаются, но мы больше не обманываемся на их счет, думая, что они реальны. Если сумеем, мы так же можем визуализировать себя в форме Ченрезига и повторять 1 мантру 0 в ходе сновидения. Мы можем делать ту же медитацию и в 1бардо 0, и окончательно освободить себя от видений " 1бардо природы самой по 1себе 0". Просыпаясь с утра, если мы можем припомнить сны прошедшей ночи, то не связываем с ними особого значения. Не считаем красивые сны хорошими или благоприятными, а неприятные сны плохими или неблагоприятными. Мы просто напоминаем себе, что сны - всего лишь иллюзорные манифестации ума, сво- бодные по сути от подобных квалификаций "хороших" или "плохих" снов. Затем думают, что, в действительности, явления бодрствующего состоя- ния обладают той же природой, что и видения сна. Феномены, хотя и появ- ляются, не имеют подлинности настоящего тождества; они пусты. Откуда они происходят? Они происходят из ума, который сам пуст в сущности. Мы сей- час говорим о явлениях, как внешних, а уме - внутреннем. Однако, "внеш- нее" и "внутреннее" суть вводящие в заблуждение различения, которые в пределе не имеют смысла. Когда явления и ум возникают в чистом знании пустоты-ясности, то это - _ . 2ум 0 самого Великого Сострадательного. Практика во время еды Во время еды, представляют себя в виде Ченрезига, и что вся потребля- емая пища становится нектаром, преподносимым божеству. Перед едой прого- вариваем: ДЖО ВО КЬОН ГЬИ МА ГУ КУ ДУ КАР ДЗОК САНГ ГЬЭЙ ГЬИ У ЛА ГЬЕН ТУ ДЖЭЙ ЧЕН ГЬИ ДРО ЛА ЗИК ЧЕН РЭЙ ЗИ ЛА ЧУ ПА ПУЛ 1Господь с белым телом, незапятнанный ни единым дефектом, 1Совершенный Будда украшает твою голову. 1Ты смотришь на существ взором сострадания. 1Тебе, Ченрезиг, я подношу эту еду. . МАСТЕРА ПРОШЛОГО Мы видели, как присутствие Ченрезига в мире могло принмать разнооб- разные формы, причем не обязательно такие, которые можно было бы иденти- фицировать по типу божества. В Тибете тем не менее люди делают значи- тельные попытки к тому, чтобы более точно определить его присутствие, и выявить какие-нибудь "эманации" Ченрезига. Царь Сонгтсен Гампо и Лама Гьялсе Томе - два наиболее известных. Другие мастера, такие как индийская монахиня Гелонгма Палмо и Кьер- гангпа - знамениты не как эманации, но в виду того особого места, кото- рое занимал Ченрезиг