Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

. Введение к французскому изданию Буддизм часто рассматривается как нерелигиозная традиция, и классифи- цируется принадлежащим области метафизики или философии, или же ситается образом жизни. Тот тип Буддизма, который называется "Тибетским", не так легко соотнести с такой точкой зрения. Иногда с настороженностью смотрят на его процессию божеств ("йидамов"), чистых стран, где те обитают, и на явно мифологические истории, связанные с ними. Сами тибетцы, однако, не видят в этих божествах чего-либо, что проти- воречит Буддизму. Поскольку те являются частью "Ваджраяны", которой учил Будда, а впоследствии тайно передаваемой сперва в Индии, а далее расп- ространившейся в Тибете, и в их ортодоксальном соответствии вере тибетцы ни разу не сомневаются. Наличие этих божеств совершенно согласуется с первоначальным учением. Тем не менее, действительно, божества могут пониматься на разных уровнях по-разному. Тибетцы миряне представляют их себе как верховных существ, пребывающих на небесах, следящих за судьбой людей, которые мо- лятся им; тогда как для наставников дхармы, те являются разнообразными выражениями единого пробуждения, не отделенного от нашего ума. Последняя точка зрения несомненно и отвечает Буддизму в самом его строжайшем смыс- ле, но нельзя отвергать и первую, в контексте искусных средств помощи существам. В первой главе настоящей книги, Бокар Ринпоче четко рассматривает эти вопросы. Он описывает природу Ченрезига (Авалокитешвары на санскрите), самого популярного божества в Тибете и одного из наиболее известных на Западе. Чтобы, однако, следовать тому, что говорит Ринпоче, важно пони- мать два уровня Буддийских учений: буквальный смысл и безусловный смысл реальности. Буквальный смысл подразумевает все, что позволяет нам подобраться к предельной истине, правда, не показывая ее непосредственно. Этот смысло- вой уровень принимает в расчет интеллектуальные возможности людей или же их психический склад ума. Объяснения, образы, методы медитации, мифичес- кие аспекты и тому подобное принадлежит данной сфере. С другой стороны, безусловный смысл, к примеру "махамудра", прямо вы- ражает предельную истину. Необходимо видеть, однако, что буквальный смысл не противополагается безусловному. Буквальный смысл является частью безусловного, приближает- ся к нему и имеет педагогическую ценность. Можно рассматривать это в не- котором отношении как, например, реальность - скажем, небо, и различные описания его художником, поэтом, метеорологом, школьным учителем или астрофизиком. Эти описания не неправильны, но частичны. Небо - реаль- ность более необъятная, нежели любые из этих описаний, и простирается вне их определений, но такое дело не превращает данные частичные описа- ния в несправедливые. Безусловный смысл и буквальный смысл не противоположны друг другу и не исключают друг друга взаимно. Необходимо уловить едва заметную и неп- ротиворечивую игру их взаимоотношений за тем, чтобы угадать то звено, примыкающее между умом и божеством. По вопросу о природе божества, на западе часто спрашивают относитель- но функционирования медитации такой, как например медитация на Ченрези- ге. Каким образом визуализация божества и декламация мантры воздействуют на ум? Читатель во второй главе найдет чрезвычайно интересное изложение по данной теме, поясняющее процесс очищения бессознательного обусловли- вания и развития потенциала пробуждения. Последующие главы описывают этот особый метод медитации и то, как применять его к различным обстоятельствам повседневной жизни. По послед- нему пункту, Бокар Ринпоче намеревался дать наставления на глубочайшем уровне - уровне "махамудры". Читатель столкнется здесь с величайшим бо- гатством, но также, по все видимости, и некоторой сложностью! Большинство учений собранных в настоящей книге были даны Бокаром Рин- поче частным образом. Такой стиль работы позволил нам подступиться к тем многим граням этих учений, оценить которые обычные рамки публичной лек- ции обыкновенно не допускают. Это значит, что во французском тексте мож- но прочесть объяснения, которые нигде больше не даются. . ПРИРОДА БОЖЕСТВА Абсолютный и относительный Ченрезиг 1Господь с белым телом, незапятнанным недостатками, 1Совершенный Будда - украшение твоей головы. 1Ты смотришь с состраданием на всех существ, 1Пред тобой, Ченрезиг, я кланяюсь. Такова знаменитая похвала наиболее популярному божеству Тибета. Кто же на самом деле такой Ченрезиг, божество с белым телом и четырь- мя, иногда тысячью, рук? Что это за божество, к которому тибетцы питают особую преданность, и медитация