Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

воспринимающий ум, - мы совершаем ошибку. В действительности, форма, выхватываемая как предмет, есть ничто иное как манифестация аспекта "яс- ности" ума, вместе с тем как я-субъект есть не иначе как "аспект "пусто- ты" того же самого ума. Внутри этой механики иллюзии, оказывается, что попадаешь в ситуацию, когда смотришь на себя как на другое. Почти как в случае, когда гуляешь в солнечный день; наша тень, отделенная от нас, кажется чуждой. Внешне выхваченный объект и внутренне схватывающий субъект, который ловит его, в действительности, ни чуть не разделены; но поскольку мы этого не осознаем, в силу вступает двойственность с самим собой. Отсюда возникает игра тревожащих эмоций и иллюзорных мыслей. Значит, надлежит очиститься от такой полярности я-другое. 1Очищающий агент Чтобы постирать запачканную тряпку необходимы различные вещи, такие как вода, моющее средство и мыло. Аналогично, чтобы очистить ум, необхо- димо средство: это - 1 дхарма 0. Все ее стадии, все стороны, что составляют ее, и все медитации, которым в ней учат, имеют эту уникальную очищающую функцию. Принятие прибежища, подготовительные практики, ментальное успо- коение ( 1ши ней 0) и высочайшее видение 1 0( 1лха тонг 0), фазы построения и за- вершения в 1 ваджраяне 0, и наконец 1 махамудра 0 сходятся в одной и той же це- ли. Благодаря 1 дхарме 0, во-первых стихают тревожащие эмоции и ниболее явные иллюзорные мысли. Далее, постепенно, пропадают менее заметные аспекты, пока наконец последнее пятно, пелена, что закрывает знание не устраняет- ся окончательной медитацией, "ваджрным самадхи," приводящей к предельно- му пробуждению. Ясно, что медитация Ченрезига является одним из этих средств очище- ния. В частности, мыслью "я - Ченрезиг", называемой "гордостью божест- ва," очищается уподобление обыкновенному "я". Медитируя на теле божест- ва, его украшениях, чистой стране и так далее, очищаются от того обус- ловливания, что производит обыкновенные явления. Мы изучим эти вопросы позднее в разделах "Функция двух фаз" и "Три характеристики фазы постро- ения." Там мы детально рассмотрим очищающую функцию Ченрезига. 1Результат очищения Когда ум полностью очищен от двойственности субъекта-объекта, показы- вается плод: реализация недвойственной истины ума. Его природа не отли- чается от трех тел пробуждения - абсолютного тела 1 0( 1дхармакая 0), тела со- вершенного опыта ( 1самбхогакая 0) и тела эманации ( 1нирманакая 0). Эти три те- ла уже присутствуют в скрытом состоянии на уровне базиса очищения. На уровне результата они актуализируются и раскрываются в своей полноте и чистоте. С точки зрения пробуждения, фактически, не существует разделения, ни единого понятия о порождении, дифференциации или классификации. С отно- сительной позиции, однако, выделяют три очевидных разновидности, три те- ла: 1Дхармакая 0 соответствует аспекту пустоты пробужденного ума, и потому не имеет формы, цвета, запаха и так далее. Это тело, сказано, обрета- ется ради собственного блага. Силой сострадания и благодаря пожелани- ям будд, а также заслуге существ, из 1 дхармакаи 0 проявляются два фор- мальных тела. 1Самбхогакая 0 является существам, у которых очень чистая карма, в стра- нах проявления отличных от наших. Там передача 1 дхармы 0 не происходит посредством учений, которые затрагивают речь и слушание. 1Самбхогакая просто проявляется, и бодхисаттвы, составляющие ее свиту учеников, понимают все, что должно быть передано. 1Нирманакая 0 - это манифестация пробуждения в сфере обыкновенного су- ществования, имеющая целью руководить существами с нечистой 1кармой 0. К примеру, Будда Сакьямуни, который пришел на землю, повернул колесо 1дхармы 0, и тем самым позволил существам вступить на путь освобождения. Пока два формальных тела добиваются блага существ, ум будды не совер- шает ни единого усилия, не питает ни единого намерения, и не испытывает ни единой трудности. Подобно сиянию солнца, здесь присутствует всецело спонтанная активность, результат предыдущих пожеланий, мотивации и зас- луги. Хотя аспекты трех тел и отличаются, их суть едина. На следующем при- мере можно понять, что эти три аспекта - по сути одно. Луна в небе - все равно, что 1 дхармакая 0; ее лучи подобны 1 самбхогакае 0; а ее отражение на по- верхности воды - подобно 1 нирманакае 0. Хотя луна, лучи и отражение выгля- дят различными, они являются по сути одним и тем же. Так что, базисом очищения является ум обычного и нечистого существа, и тем не менее, наделенного потенциалом пробуждения. Объект пробуждения - это собрание условных примесей, причиной