Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

ния, растворяем все явления в пустоте. На более продвинутом уровне, однако, эти две фазы не различаются. Фа- за построения начинает с пустоты ума, из которой созидается образ. Напи- мер, в уме можно вызвать образ города Парижа. Тогда видны строения, ко- торые вы знаете, улицы, известные вам, и так далее. Все это возникает отчетливо. Хотя эта манифестация и появляется, она, тем не менее, пуста, лишена какой-либо материальной реальности или самостоятельно сущности. Пустота - это фаза завершения. Обе фазы присутствуют одновременно. Визу- ализируемые видения пусты и хотя они и пусты, тем не менее проявляются. Таков союз манифестации и пустоты. Когда мы визуализируем Ченрезига, мы четко видим его лицо, руки, дра- гоценности и разнообразные цвета; это - фаза построения. В то же самое время, Ченрезиг не имеет материального существования; это - фаза завер- шения. Так же и звуки являются одновременно звучанием и пустотой; мысли суть одновременно сознание и пустота. Каждая мысль, которая возникает в уме на самом деле содержит в себе две фазы построения и завершения. Такова природа двух фаз. Теперь мы рассмотрим то, как "функционирует" медитация Ченрезига; как она поддерживает наш духовный прогресс в целом, то особое, что дают две фазы, и характеристики фазы построения. Общие функции медитации Ченрезига Медитация Ченрезига - это не просто фрагмент 1 дхармы 0; она охватывает собой все аспекты духовного пути. Она закончена сама по себе и позволяет нам развить все качества обязательные для пути, шесть совершенств 1 (пара- 1мит) махаяны 0: - Мотивация, вдохновляющая нас медитировать, чтобы стать способными быть полезными существам. Это - 1парамита щедрости 0. - Когда выполняют визуализацию и декламацию 1 мантры 0, удаляются от обыч- ной деятельности тела речи и ума. Обычное поведение, обычная речь и обычное мышление оставляются позади. Это - 1 парамита этики 0. - В ходе медитации, приемлют неудобство, которое тело и ум иногда испы- тывают. Это - 1 парамита терпения 0. - Верное усилие нарастает тогда подчиняешься упорству. Это - 1 парамита 1усердия 0. - Когда тело божества, чистая страна, украшения и слоги 1 мантры 0 узнаются как ясность ума, сияющее проявление самого ума. Это - 1парамита 0 1транс- 1цендентальной мудрости 0. Функцию медитации Ченрезига можно рассмотреть более досконально. Для этого используются две перспективы: - Медитация позволяет развить аспекты такие разнообразные, как устране- ние иллюзорных мыслей, накопление заслуги, сострадание, преданность, ментальное спокойствие, высочайшее видение, и 1 махамудра 0. - Она так же дает возможность очистить свое обусловливание на глубочай- шем уровне. Давайте изучим пункты, причисляемые к первой возможности: - 1 Устранение иллюзорных мыслей 0: во-первых, визуализация цветов, одежд и атрибутов Ченрезига способствует устранению обыкновенных иллюзорных мыслей. Во-вторых, визуализация себя в форме Ченрезига уничтожает конструкции иллюзорного "я". - 1 Накопление заслуги: 0 в медитации представляют, что излучают свет. Не- которые лучи идут "вверх" и делают подношение буддам и боддхисаттвам десяти направлений. Также мы посылаем лучи "вниз" к обычным существам и облегчаем их страдание. Такие визуализации, помимо прочего, позво- ляют нам накопить заслугу и очистить свои завесы. - 1 Сострадание: 0 практикующий думает о страдании существ и при посредстве различных визуализации, которые мы рассмотрим позднее, развиввает сострадание к существам. Кроме того, подлинная форма Ченрезига и его 1мантра 0 насыщают наш ум состраданием всех будд, поскольку Ченрезиг и его 1 мантра 0 выражают такое сострадание. - 1 Преданность: 0 мы адресуем подношения и молитвы к буддам и бодхисатт- вам, что позволяет нам усилить свое доверие и преданность. - 1 Ментальное успокоение 0(тибетское 1ши нэй 0): в продолжение медитации, ум покоится без рассеяния на всем теле божества или на какой-либо дета- ли, ыизуализируемом слоге, или звуке 1 мантры 0, и это позволяет нам раз- вить ментальное спокойствие. Сверх того, те различные объекты, на ко- торых ум может успешно медитировать, охраняют медитатора от утомления и облегчают продвижение в медитации. - 1 Высочайшее видение 0(тибетское 1лха тхонг 0): когда тело Ченрезига ясно выступает в уме, оно, однако, лишено действительной сущности и мате- риальной реальности, подобно отражениею луны в воде или же образу в зеркале. Это тело является сияющим свечением предельного Ченрезига, который является также и предельной природой нашего ума. Осознание пустой природы данного явления - это высочайшее