Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

одежде, привычкам украшать, жизненной си- туации, и окружению. Соответствующие визуализации дают нам возмож- ность очистить все обусловливание нашей жизни и подготовиться к акту- ализации тела совершенного опыта ( 1самбхогакаи 0). - В конце фазы построения, чистая страна растворяется в небесном двор- це, небесный дворец - в божестве, божество - в семенном слоге, кото- рый в конце концов растворяется в пустоте. Это растворение символизи- рует приход смерти и имеет тот же эффект, что и расстворение феноме- нов в начале перед визуализацией: очищение обусловливания, происходя- щего в момент смерти, и будущая актуализация 1 дхармакаи 0. Итак, тем самым завершают полное очищение и, одновременно, делают возможным появление трех тел пробуждения. В действительности, наш ум уже сейчас и всегда был буддой по природе, но разнообразные завесы, покрыва- ющие его, удерживают эту пробужденную природу в латентном состоянии и не дают ей проявиться. Когда она по-настоящему проявится, чистые страны и тела божеств, которые являются истинным выражением этой предельной при- роды ума, откроются сами. Характеристики фазы построения Теперь давайте снова вернемся к фазе построения. Чтобы быть закончен- ной, она должна быть наделена тремя характеристиками: - отчетливой видимостью образа, - памятью и знанием чистого значения, - гордостью божества. 1Отчетливая видимость Кармическое обусловлдивание - это источник, из которого создается мир в том виде, как мы воспринимаем его, внешний мир, а также наше собствен- ное тело. Эти творения подобны творениям сна, но у нас имеется твердое и реальное восприятие их существования. Отчетливость видимости, то есть ясность визуализации, направленна на то, чтобы выключить нас из участия в этой разновидности иллюзорного порождения и удалить наше тяготение к такой реальности. Хотя мы уже и обсудили данную функцию при рассмотрении очищения потенциала сознания, давайте взглянем на нее еще раз с точки зрения фазы построения. Мир представляется нам как громадное многообразие манифестаций: все- ленная, внешнее окружение, наша жизненная ситуация, тело, одежда, драго- ценности, что мы носим, разнообразные цвета и так далее. Визуализация берет в расчет это многообразие и предлагает такое же многообразие бо- жественных проявлений: - вселенная и внешнее окружение заменяются визуализацией Страны Бла- женства, где все явления прекрасны, чисты и насыщены радостью; - наша жизненная ситуация вытесняется визуализацией "драгоценного двор- ца" божества; - все существа и мы сами принимаем форму Ченрезига; - одежда и украшения становятся драгоценностями и шелком на Ченрезиге; - обычные цвета преобразуются в цвета божества и в частности в цвета тела, украшений и одежды. Таким образом, божественные явления замещают обычные явления и нейт- рализуют нашу фиксацию к их реальности. Новички, однако, часто испытывают трудность в том, чтобы получить яс- ность видимости и самое сложное получить целиком образ всего божества. Поэтому можно сперва визуализировать отдельные аспекты: только лицо, за- тем каждую из рук или четки, лотос, драгоценность и так далее. Такой подход дается несколько легче. Начинающие также могут испытывать сложность в том, чтобы видеть, что Ченрезиг, которого они визуализируют, и их собственный ум - одно. В действительности, визуализация существует только в нашем уме, а значит, нет субъекта, который наблюдает или же наблюдаемого объекта. Наши при- вычные тенденции склоняют нас, даже в данном случае, к тому, чтобы удер- живать дуальность субъект-объекта. И только благодаря большому опыту ме- дитации и верному пониманию природы ума визуализация перестает быть ок- рашенной ошибочными понятиями о субъекте и объекте. Временно, начинающий медитатор может рассматривать визуализацию просто как объект, за которым ум наблюдает, и пытаться сделать ее более четкой и устойчивой, давая возможность уму успокоится. 1Знание чистого значения Ясность визуализации не должна превращаться в восприятие божественно- го объекта, как могущего на самом деле существовать материально, пусть даже на плане более прекрасном и высоком, чем наш. Божество - это види- мость и вместе с тем отсутствие присущей ей реальности, вроде образа в зеркале или отражения луны в воде. Визуализируемое божество не обладает той же природой, что и 1 тханка 0 или статуя. Его природа лишена материаль- ного существования и при этом наделена качествами пробужденного ума. Она - не материальная и не косная. Схватывание материальной реальности в божестве уничтожается вспомина- нием чистого значения. Здесь