Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

какую бы форму оно ни принимало, там присутствует Ченрезиг. Генезис Ченрезига С абсолютной точки зрения, Ченрезиг не имеет происхождения; он су- ществует изначально. Однако, с относительной точки зрения, в мире фено- менов есть начало его проявления. Описание, даваемое здесь, о его прояв- лении - это резюме более пространного учения, находящегося в тексте "Ма- ни Кхабум". Амитабха, Будда Бесконечного Света, который царствует в Стране Бла- женства ( 1Девачене 0), однажды замыслил, что для помощи живым существам хо- рошо появиться божеству в виде молодого человека. И тогда из его правого глаза излучился поток белого света, принявший форму Ченрезига. Амитабха увидел, что необходимо иметь божество и в виде молодой женщины, и поток зеленого света вышел из его левого глаза, давая рождение Таре. Родившись из глаза Амитабхи, молодой человек чудесным образом появил- ся на лотосе. В те дни в Стране Блаженства жил царь по имени Высочайшее Царство ( 1Зангпочок 0). Он находился в обществе тысячи царевн, но не имел сына. Об этом он больше всего сожалел, и горячо желал наследника. Для того, чтобы исполнить свое желание, он давал многое из своего богатства на 1 дхарму 0 и, перед алтарем, делал большое количество подношений Буддам и Трем Драгоценностям. Он регулярно посылал слугу к Лотосовому Озеру, ле- жащему не слишком далеко от дворца, чтобы тот приносил прекрасные и све- жие цветы к алтарю. Как-то раз, когда слуга пошел собрать цветы, то уви- дел чудесного ребенка, сидящего в центре лотоса. Слуга немедленно побе- жал во дворец и доложил об этом царю. Царь решил, что его молитвы исполнились; удивительный ребенок не мог быть ни кем иным, как сыном, которого он желал так сильно. Царь отпра- вился к Лотосовому Озеру со своей свитой, чтобы пригласить юношу пойти жить у него. Мальчику, как казалось, было шестнадцать лет; он был очень красив, белый, наряженный в шелк и драгоценности. Он непрестанно повто- рял: "Бедные существа! Бедные существа!" Мальчик стал жить во дворце. Царь назвал его Сердцем Лотоса ( 1Падма 1Ньингпо 0), из-за тех обстоятельств, что окружали обнаружение юноши. Высочайшее Царство хотел знать откуда пришел этот молодой человек. Потому он отправился к Амитабхе и спросил его, чьим излучением является Сердце Лотоса, и каково его настоящее имя. "Этот ребенок - эманация активности всех будд," - ответил Амитабха. - "Он - тот, кто приносит благо всем существам, тот, кто радует сердце всех будд. Его имя - `Ченрезиг, Благородный Владыка'. То благо, которое претворит этот родовитый сын во имя существ, будет таким же безбрежной, как пространство." Позже, когда Ченрезиг взглянул с состраданием на существ, он увидел, что те покрыты множеством кармических завес, образованных влиянием жела- ния, отвращения, слепости, зависти и гордости. Поэтому их страдания были безмерными. Ченрезиг увидел все это и по слезе капнуло из его глаз. Из слезинки, что упала из правого глаза, появилась Тара, и из слезы, что упала из левого глаза, появилась богиня Лхамо Трулньерчен. Эти два бо- жества повернулись к Ченрезигу и сказали: "Не пугайся. Мы поможем тебе в твоей миссии принести благо существам." И тогда внезапно они снова раст- ворились в его глазах. Находясь в присутствии Амитабхи, Ченрезиг думал: "Пока существует хоть одно существо, которое не достигло пробуждения, я буду стараться изо всех сил приносить пользу. А если я нарушу это обещание, пусть моя голова и тело разлетятся на тысячи осколков!" Амитабха понял его мысль и сказал: "Это - великолепное обещание. Я сам и все будды трех времен, приняв такие обязательства, достигали про- буждения во благо всем. Я помогу тебе исполнить то, что ты пообещал." Тогда тело Ченрезига испустило шесть лучей света, из которых получились шесть эманаций, назначением которых было действовать во благо всем в каждом из шести миров существ: людей, богов, полубогов, животных, голод- ных духов и существ ада. И таким образом он работал на протяжение многих 1 кальп 0. Затем, однаж- ды, он взглянул глазом знания с вершины гору Меру, чтобы посмотреть, многих ли существ освободил он и уменьшилось ли число существ в 1 самсаре 0. Алас, он увидел, что тех было несчетное количество как и прежде. Ченрезиг сильно опечалился. Сбитый с толку, он думал: "Я не способен помочь существам; уж лучше покоиться в 1 нирване 0." Эта мысль противоречила его обещанию, и он взорвался на тысячу оскол- ков, почувствовав огромное страдание. Амитабха, своей милостью, восстановил тело Ченрезига. Он дал ему одиннадцать лиц и тысячу рук на подобие тысячи спиц колеса вселенского