С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

Гармония).

7. Нецах (Победа).

8. Ход (Слава).

9. Иезод (Основа, Форма).

10. Малькут (Царство).

Следует отметить, что подобный эманационный взгляд на природу

мироздания присущ не только Каббале, но и многим другим

духовно-религиозным традициям мира. Так зороастризм с его учением об

"Амента-Спешта" ("Сияющих Существах") так же подходил к этой теме.

Шмаков отмечает, что данная идея в скрытом виде присутствует и в

христианстве и ссылается на письма Святого Иеронима, где говорится о

"десяти таинственных именах", с помощью которых священные книги

определяют Бога. Можно вспомнить также Дионисия Ариопагита с его

учением о Небесной Иерархии.

Десять Сефирот Каббалы соответствуют первым десяти Великим Арканам

ТАРО, которые, в свою очередь, относятся к Божественному Миру. Они

имеют также низшие аспекты, относящиеся к человеческому и природному

планам бытия и потому присутствуют в Арканах второго ряда. Эти десять

Сефирот вместе с двадцатью двумя буквами древнееврейского алфавита

представляют собой, согласно традиции, тридцать два пути Божественной

мудрости, по которым был сотворен мир. По этим же путям человек может

вернуться к Творцу и познать Его, потому карты Великих или Старших

Арканов символизируют жизненный путь человека. Система Сефирот -

Эманаций Бога разделяется на четыре части, образующих четыре мира: Мир

Эманационный, Мир Творческий, Мир Форм и Мир Реальности. Схема

четырехуровневого построения Сефирот предполагает разделение их на три

столбца - правый, левый и серединный. Совокупность Сефирот образует,

так называемого, Адама- Кадмона - полного и совершенного Божественного

Человека, прототипа всего человечества.

Число как живая сущность

Владимир Шмаков в своем основном труде "Священная Книга Тота. Арканы

ТАРО" (другие работы мыслителя - "Пневматология" и "Синархия" - при

всей их яркости и оригинальности все же представляют собой развитие

идей первого труда) предпринял грандиозную попытку очистить это

герметическое откровение от последующих наслоений веков, прежде всего

каббалистического плана. Он основывался как на внутреннем мистическом

опыте (об этом ярко свидетельствует сам характер описаний образной

системы Арканов), так и на сугубо теоретическом осмыслении всего

написанного на эту тему. Вместе с тем, он не дает достаточно полных

объяснений сокровенной сущности чисел, лежащих в основе Арканов.

Попытаемся восполнить этот пробел и дать эти объяснения, освещая

данный вопрос с разных сторон.

Но вначале попробуем ответить на вопрос: "Что означает понятие числа с

точки зрения эзотеризма?" Существуют ли числа, как живые реальные

силы, управляющие миром?

Пифагор, о котором пойдет речь дальше, утверждал, что числа управляют

миром. Он, таким образом, обожествлял число. Аристотель стоял на

другой точке зрения, согласно которой нельзя рассматривать число как

самостоятельную, независимую от феноменов, реальность. Он, по

свидетельству В.И.Самохваловой, рассматривал число как "конкретное и

неотрывное от материальной субстанции определение вещей", но все же

был убежден, что число составляет сущность всех вещей мира.

Современные исследователи проблемы чисел склоняются к тому, что числа

являются не сущностью, а выражением сущности, взятым в количественном

измерении и что не числа управляют миром, а Законы, выраженные многими

проявлениями, в том числе и численно. Однако сведение числа к уровню

функций и отношений расходится с эзотерическими представлениями о

числе. Об этом свидетельствует замечание такого яркого эзотерического

мыслителя как Рене Генон: "Можно отметить также, что имя определенного

бытия как выражение его сущности и есть, собственно говоря, число,

понятое в том же самом качественном смысле, это устанавливает тесную

связь между концепцией пифагорейских чисел, а значит, и концепцией

платоновских идей, и использование санскритского термина "нама" (пата)

для обозначения сущностной стороны бытия".

Для истинного эзотерика число является живой сущностью, имеющей

сакральное имя - духовно-энергетическую вибрационную характеристику и

занимающей то или иное место в пространстве. Девять небес Божественной

Иерархии Дионисия Ареопагита наполнены высшими существами, имена

которых записаны в Книге Жизни. Данное свойство чисел связано не

только с их сакральной природой, но и с происхождением. Дело в том,

что до того, как были изобретены арабские цифры, во многих языках