С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

считали такие числа, сумма

частей которых превосходила рассматриваемое целое. Таким числом было,

например, число 12, сумма частей которого (половина - шестерка, треть

- четверка, четверть - тройка, шестая часть - двойка и двенадцатая

часть - единица) в сумме дают число 16. Другими сверхсовершенными

числами были такие числа, как 18, 20, 24, 30, 40, 44 и т.д.

Пифагорейская нумерология оказала существенное влияние на

представления более поздних эзотерических учений, рассматривающих

числовой символизм.

Свидетельства посвященных

Мыслители, оккультисты, эзотерические философы прошлого придавали

огромное значение числовому символизму и так называемой "священной

науке чисел", позволяющей более глубоко постичь этот мир и увидеть

каким образом проявленное и сотворенное связано с непроявленным и

вечным. Много говорили на эту тему самые разные мыслители античности,

которые являлись посвященными в таинства мироздания. Красочно говорили

о числе Гераклит и особенно Анаксагор, известный как создатель

доктрины "двойной бесконечности". Филолай называл число "первичной

моделью творения мира", "органом суждения Творца мира", "неизреченным

числом". Платон видел в числе "причинные основы сущности для всего

прочего". Подробно описывает платоновский взгляд на проблему числа

Лосев:

"Платон требует признать за каждым числом не только его делимость на

отдельные единицы, но и его как цельную и неделимую субстанцию,

подобно тому, как мы говорим "тысяча" без всякого раздельного

представления обозначаемых этими словами отдельных единиц; любое

число, большое и малое, цельное или дробное, всегда есть нечто, а

значит, есть нечто неделимое, поскольку никакая цельность вообще не

сводится на сумму своих частей. Это и есть "числа сами по себе", без

которых мышление не обходится и которые ведут к истине.

Платону принадлежит также и самая четкая диалектика числа, с которой в

описательном виде мы встречались еще в ранней классике. У Платона она

дается сознательно - как чисто категориальная диалектика. Именно,

всякое число занимает среднее место между неделимой единицей и

бесконечностью единиц, или, как он говорит, между пределом и

беспредельным."

Аристотель говорит о близкой ему теории числа, принятой пифагорейцами:

"...У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве

материи для вещей, и в качестве их состояний и свойств, а элементами

числа они считают чет и нечет, из коих первый является неопределенным,

а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, - оно

является и четным, и нечетным, число (образуется) из единого, а

(различные) числа, как было сказано, это - вся вселенная".

Секст Эмпирик обращал внимание на связь, существующую между

структурами, заключенными в числе, и структурами разума:

"И как свет, - по словам Посидония в толковании платоновского "Тимея",

- постигается световидным зрением, а звук - воздуховидным слухом, так

и универсальная природа должна постигаться родственным ей разумом.

Началом же универсальной субстанции явилось число. Поэтому и разум в

качестве судьи всего, будучи причастен его могуществу, сам может быть

назван числом."

Плотин рассматривал числа как "активную эманацию первоединого"

(Лосев). Его идеи были развиты Ямблихом, в своем труде "Теологумены"

давшим подробное описание механизма рождения одного числа из другого,

и Проклом, давшим и онтологическую и космологическую иерархию чисел и

предлагавшим видеть в числе живую божественную сущность.

Позднее к миру числа обращались множество мыслителей - Св. Иероним,

Скотт Эригена, Рене Декарт, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Иоганн

Кеплер, Лейбниц, Спиноза, Новалис. Не меньший интерес к числам

проявлял и Восток. Флоренский писал по этому поводу: "Числовые

спекуляции с громадными числами в законах Ману, все космологические

идеи, легенда о Будде, побивающем в счете мудрецов, и другие факты в

том же духе напитаны идеей потенциальной бесконечности". Яркой

иллюстрацией этой мысли служит описание буддийской доктрины чисел,

сделанное Хрисанфом в его труде "Религии древнего мира":

"Соединение тысячи миров желания с тысячью миров переходных от первых

- образует у буддистов так называемый малый хилиокозм, или малое

тысячное счисление миров. Третья ступень мира форм обнимает собой

тысячу миров второй ступени и тысячу малых хилиокозмов.