С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

латыни, в греческом, в славянском и во всех семитских), числа

записывались буквами. Потому при записи такого числа на греческом,

латыни и еврейском оно приобретало вид какого-либо имени.

Отсюда становится очевидным, что число нужно рассматривать не только с

количественной, само собой разумеющейся точки зрения, но и с

внутренней, качественной позиции. В этом случае число становится, с

одной стороны - количественной мерой вещей, а с точки зрения качества

выступает как символ делимости духа. Об этом писала в своих письмах Е.

И. Рерих. Дух или Божество, утверждают эзотерические доктрины, может

находиться в двух состояниях - свернутом и развернутом. Свернутое

состояние, носящее название Пралайи, означает отсутствие всяких чисел,

и предполагает нерасчлененное состояние Бытия. Развернутое состояние

мира, называемое Манвантарой, как раз и означает разделение единого на

множество уровней, форм, явлений, объектов, которые могут быть

исчислены. Числа, рассмотренные в порядке возрастания (натуральный ряд

чисел от 1 до 10) с внутренней, качественной, сущностной стороны

означает определенные этапы или ступени вышеупомянутого развертывания.

Многозначные числа, состоящие из основных однозначных и в своей сумме

сводимые к ним, должны рассматриваться с количественной стороны и

означают манифестацию главных архетипических чисел, стоящих за ними и

божественных сил (Принципов) на более низком уровне проявления.

В древности во многих языках буквы обозначались цифрами. Потому

впоследствии нумерология стремилась высчитать сакральное значение

каждого слова, суммируя числовой "вес" составляющих его букв. Разные

алфавиты, как известно, содержат различное количество букв. Так,

древнееврейский алфавит состоит из 22 букв (так называемый "солнечный

алфавит"), арабский - 28 букв ("лунный алфавит"). Современный русский

язык, прошедший через большое количество реформ и трансформаций, не

поддается механическому переносу этого метода, потому многочисленные

пособия по нумерологии, предлагающие разгадать "тайну имени" и смысл

любого слова простым суммированием числового значения его букв, уводят

читателя от истины. Те, кто желает постичь сокровенную суть каждого

слова, применяя числовой подход, должен изучить связи древнерусского

языка с санскритом, памятуя, что в эзотерических учениях русский язык

назван "санскритом шестой расы". Действуя таким образом, он может

приблизиться к пониманию космических тайн, связанных с циклами

миропроявления и восприятия музыки сфер, поскольку, как утверждала

Блаватская "весь санскритский алфавит и Веды от первого слова и до

последнего, представляют собой музыкальные ноты, сведенные к буквенным

записям, и они неотделимы друг от друга".

Пифагорейская теория чисел

Проблемой числа занимались многие учения и духовные традиции. На

Востоке число в наибольшей степени исследовалось индусской, китайской

и тибетской метафизикой; на Западе оно занимало прежде всего

египетскую, пифагорейскую, иудаистскую и каббалистическую традицию.

Каждая из этих традиций видела в числе либо проявление Божественных

сил, либо уровни и аспекты Природы, либо символ глубинной структуры

человека. Особое внимание уделял проблеме числа пифагоризм с его

доктриной музыки сфер, где энергетические вибрации каждой звучащей

планеты имели свое число. Не менее важным было в пифагорейской теории

учение о тетрактисе (тетраде). Блаватская пишет о нем следующее:

"Тетрактис или тетрада (греч.) - священная "четверка", которой клялись

пифагорейцы. Эта клятва была самой обязательной и, как и

тетраграмматон, имела множественный мистический смысл. Прежде всего,

она обозначала Единство или Единицу под четырьмя различными аспектами.

Затем, это фундаментальное число "четыре", а сама тетрада содержит

декаду или десятку - число совершенства. Наконец, она обозначает

первичную триаду или треугольник, погруженную в божественную монаду."

Ученый-каббалист иезуит Кирхер в своей книге "Египетский Эдип"

приводит невыразимое имя IHVH как каббалистическую формулу из

семидесяти двух имен, расположенных в форме пифагорейской тетрады... В

"Разоблаченной Изиде" объясняется, что мистическая декада образуется

из тетрактиса - 1+2+3+4=10 и является способом выражения мысли о том,

что Единица - это безличный принцип Бога; Двойка - это материя; Тройка

объединяет монаду и диаду и принимает участие в природе обеих, образуя

феноменальный