С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

во множественности

она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает

ни прошлого, ни будущего."

Число один, как видно из приведенных свидетельств. символизирует собой

не только единство, но и первотолчок, первое движение и начало.

Единица - это прежде всего воля к проявлению, творящее Божество, само

находящееся в состоянии однородного нерасчлененного бытия. Творящее

Божество обеспечивает переход мира из состояния сна (Пралайи) в

состояние активного Бытия.

X. Э. Керлот определяет единицу как "активный принцип, который

раскалываясь на фрагменты, приводит к многообразию, приравнивается к

мистическому Центру, Светящейся Точке и к Высшей Силе".

Число "один" эзотерические учения отождествляют с понятием "Центра

мира", представляющем собой неподвижный перводвигатель, непроявленную

точку, насыщенную творящей силой. Плотин приравнивает Единое к благу,

высшей нравственной силе, видя во Многом - зло. Агни Йога много

говорит о Едином Элементе, лежащем в основании вселенной и о принципе

единства, представляющем собой проявленное существование Единого

Элемента.

Число 2 (Дуада)

Тройственный символизм двойки и ее графическое изображение

Эзотерический символизм двойки состоит в том, что она представляет

собой первое отражение единицы и потому символизирует собой, с одной

стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой

стороны, соответствия и однородности противопоставляемых сил, свойств

или понятий. В своем божественном аспекте двойка олицетворяет собой

принцип Божественной Субстанции (Divina Substantia), Майи,

набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия. В

аспекте природном (космическом) двойка представляет символ

Субстанционального космического сознания как единой реальности,

которое словно тончайшее зеркало отражает сияние Единого Духа. В

человеческом аспекте двойка есть, с одной стороны, символ

двойственного Андрогина, разделяющего человеческое существо на женскую

и мужскую природу, а с другой стороны, есть символ женского начала и

появления первого противоречия.

Графическим изображением двойки является, так называемый, "солнечный

крест", символизирующий оплодотворение вертикальной черты (дух)

горизонтальной черты (материя). Другим символом является лунный серп с

двумя полосами, который в свою очередь символизирует ребро Адама, из

которого была создана женщина.

Атрибуты и сущность двойки

Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два

значения, одно из которых является символом невежества (следствие

разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации -

невежеству), и символом единой мудрости (которая рождается из

преодоления двойственной природы невежества). Пифагорейцы, не любившие

двойку за вносимое в мир начало разделения, дали ей по словам Мэнли

Холла следующие символические наименования: "Дух, зло, мрак,

неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор,

материя, несходство, разделение между множественностью и монадой,

дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость,

корень, подножие горы, источник идей, мнение, ошибка, изменяемость,

робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота,

прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и

наука".

Исследователь символизма чисел В.Н.Топоров говорит о следующих

свойствах двойки: "Число 2 лежит в основе бинарных противопоставлений,

с помощью которых мифопоэтические и ранненаучные традиции описывают

мир. Оно отсылает к идее взаимодополняющих частей монады (мужской и

женской как два значения категории пола; небо и земля, день и ночь,

как значения, принимаемые пространственно-временной структурой

космоса), к теме парности, в частности и таких ее аспектах, как

четность, дуальность, двойничество, близнечество".

Сущность двойки возможно понять прежде всего в отношении к единице и

понятию делимость. Если сакральная единица, которая находится с

двойкой в состоянии постоянного напряжения никогда не подвержена

делению, то двойка, первое четное число, делима, однако с

метафизической точки зрения она сводится к единице. А. Дугин, желая

подчеркнуть негативное отношение к двойке религий и традиций, пишет,

что "в индуизме 2 соответствует Пракрити или, иными словами. Пуруше

(1) плюс его Отрицанию (Пракрити), что совокупно дает первую

онтологическую диаду".

Четность в сакральной науке чисел всегда