С.Ю. Ключников.

Священная наука чисел

символизирует

собой Абсолют, соединяющий в себе Дух и Материю. Такой ноль

представляет собой всеобъемлющий круг с бесконечным радиусом и

окружностью. Вспомним одно из определений Бога, данное Блезом

Паскалем: "Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде".

Абсолютный божественный статус метафизического нуля проявляется и в

его взаимоотношениях с другими числами - если его присоединить к

другим числам справа, он увеличивает число на один порядок - десять,

если же умножать или делить на ноль, то он растворяет любое число до

полного уничтожения. В этом проявляется верховная, управляющая

функция, как символ Абсолюта по отношению к другим числам,

произошедшим из нуля. Еще раз повторимся - сам по себе ноль не

является числом. В одной из Станц, приведенных в "Тайной Доктрине"

говорится: "Все есть единое число, исшедшее из He-Числа". Так вот,

символом этого He-Числа является кольцо, ноль, круг, порождающий из

себя другие цифры. Первое, что должно проявиться из круга - это

единица, представляющая собой вертикально проведенный диаметр. Это

лишний раз подтверждает мысль, что в основу Мироздания положено число.

Вселенная построена по принципу строгой гармонии, подчиняемой

математическим закономерностям.

Ноль есть Тайна из Тайн, символ непроявленного мира, Источник всех

чисел, всех последующих проявленных форм, Парабрахман индусов, Эйн-Соф

каббалистов. Единый элемент, представляющий и Дух и Материю в

нерасчлененном состоянии. Ноль представляет собой синтез Бесконечного

пространства и Вечного времени, символику всего потенциального,

непроявленного, латентного. Ноль можно считать "орфическим яйцом",

олицетворяющим собой Начало всех вещей, пребывающее во сне и

порождающее точку (единицу), из которой возникают все остальные числа.

Единица, в свою очередь, есть отражение и противоположность ноля.

Исследователь символов X. Э. Керлот утверждает, что с точки зрения

человеческого существования, ноль символизирует смерть как состояние,

в котором жизненные силы претерпели трансформацию.

Число 1 (Монада)

Тройственный символизм единицы и ее графическое изображение

Эзотерическое значение единицы не столько в том, что она представляет

собой первый порядковый элемент натурального ряда чисел с точки зрения

современной математики, сколько в том, что она выступает как символ

целостности и единства. В своем божественном аспекте единица выступает

символом активности, духовным принципом, проявляющимся из

непроявленного состояния и графически изображаемым радиусом в круге

(Божественная активность). В аспекте природном (космическом) единица

предстает символом единства и активности природы. И наконец, в

человеческом аспекте единица символизирует собой активную духовную

волю человека, что выражает прямую позицию живого человеческого тела в

стоячем положении.

Графическим изображением единицы является вертикальная линия, стрела,

устремленная вверх или буква А (Алеф).

Атрибуты и сущность единицы

Еще Диоген Лаэртский стремился показать определяющую роль единицы

буквально во всем: "Начало всего единица; единице как причине подлежит

как вещество неопределенная единидвоица; из единицы и неопределенной

двоицы исходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них -

плоские фигуры; и т. д."

Сен-Мартен, желая подчеркнуть чисто духовный характер единицы,

проявляющийся лишь при соприкосновении с другими числами,

символизирующими собой материальные планы бытия, утверждал, что

единица помноженная сама на себя всегда дает результатом единицу и

поэтому не может производить ничего нового. К числу таких единиц

философ относил один Божественный мир, одно солнце для этого мира,

один огонь, в котором мир может сгореть. Именно по причине своей

изначальной отделенности от мира множественного единица называлась

монадой.

Мэнли Холл приводит следующий список атрибутов единицы: "Она

называется умом, потому что ум устойчив и имеет превосходство;

гермафродитом, потому что является в одно и то же время мужчиной и

женщиной; четной и нечетной, потому что будучи добавлена к четному

числу, дает нечетное, а добавленная к нечетному, дает четное; Богом,

потому что является началом и концом всего, но сама по себе не есть ни

начало, ни конец; добром, поскольку таков по природе Бог; вместилищем

материи, потому что производит дуаду, которая существенно

материальна... Будучи между большим и меньшим, монада равна самой

себе; между намерением и свершенным она посредине;