Мерри Хоуп

Наследие Сириуса

Дж. Темпл. «Тайна Сириуса», стр. 45.

2. Там же, стр. 48.

3. Там же, стр. 66.

4. Там же, стр. 20-30.

5. Дж. Р. С. Мэд. «Гермес Т рисмегисг», т. 3, стр. 111-113.

6. Темпл, там же, стр. 216.

7. Темпл, там же, стр. 32.

8. Темпл, там же, стр. 64.

9. Темпл, там же, стр. 209-210.

10. Г. Матеро. «Рассвет цивилизации», стр. 546.

11. Там же, стр. 546.

12. «Журнал предсказаний» //Сью Оливер. «Сириус В — колыбель богов», март 1990 г.

13. Дж. Р. С. Мэд. «Гермес Трисмегист», т. 1, стр. 314.

14. Ф. Хойл. «Разумная Вселенная», стр. 158.

15. В. Робсон. «Неподвижные звезды и созвездия в астрологии», стр. 208.

16. Темпл, там же, стр. 64.

17. Р. Э. Витт. «Исида в греко-романском мире», стр. 198.

ГЛАВА 6

КНИГА МЕРТВЫХ

Чтобы получить общее представление о древнеегипетских верованиях и культуре, которые являются предметом нашего исследования, необходимо изучить фундаментальные концепции, изложенные в их самой священной книге, которая, как считается, была создана задолго до архаического периода.

Для древних египтян «Книга мертвых» была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: ее воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени). Это становится вполне понятным, если учесть, что Египет времен XVIII династии отличался от государства эпохи первой или второй династий так же, как средневековая Европа — от современного общества (а может, даже сильнее).

Общепринятое название «Книга мертвых» является ошибочным. Заглавие оригинального произведения буквально переводится как «Изречения выхода в день». Этот древний текст посвящен жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Лишь отдельные фрагменты этого произведения в его нынешней форме посвящены магическим ритуалам или метафизике как таковой. Большая часть книги является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих ее испытаний и ее существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после смерти, а не на нашем духовном состоянии в земной жизни. Оригинальное название — «Эр ну перэт эм херу» — в иероглифической записи выглядело так:

Несмотря на все унаследованные знания и жреческую мудрость, древние египтяне были явно практичными людьми. Им нравилось упорядоченное существование, поэтому они трактовали свои религиозные верования как существенную часть жизненного опыта. Нередко современный читатель придает чрезмерное магическое или мистическое значение внешне загадочным изображениям иероглифов, которые при переводе оказываются всего-навсего простыми расписками в получении кувшинов масла, пшеницы, рыбы или мяса. Разве что иногда попадаются «красные извещения», указывающие, что, если счет не будет оплачен до наступления «собачьих дней», то виновника ждет судебное разбирательство! Меня всегда удивляло, с какой легкостью читатель допускает, что столь древний и знающий жреческий клан, каким он был в Древнем Египте, мог оставить подробности своих священных тайн на виду у всех, чтобы столетия спустя всякие невежды могли в этом копаться!

И все же: действительно ли известная «Книга мертвых» способна сообщить нам какую-то информацию? Ответить можно двояко —и да, и нет. Да—потому что она позволяет нам составить определенное мнение о том, как мыслили египтяне в те далекие времена; и нет, поскольку неподготовленный или просто любопытный человек, воспринимающий эту книгу буквально, не найдет в ней ровным счетом ничего (или почти ничего) интересного. Зато с точки зрения магии или метафизики «Книга мертвых» действительно может дать ключи к пониманию того, каким образом египтяне получили свое первоначальное знание (хотя пытливый человек столкнется с различными наслоениями в оригинальном тексте, затуманивающими его первоначальный смысл).

Согласно Уоллис-Баджу, эта книга безусловно не египетского происхождения, ибо, несмотря на то, что коренное население этого региона имело довольно определенное представление о потусторонней жизни, египтян нельзя рассматривать в качестве авторов даже наиболее ранних вариантов «Книги мертвых». И причина в том, что книга предполагает наличие у ее автора идей, которыми аборигены не владели. Далее: в книге упоминается довольно сложная процедура погребения, которую в тот момент местные жители явно не использовали.