А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

грудь, и тогда

смертельное оружие превратилось в гирлянду цветов на шее Божественного

Возничего. Он ничего не знал о невидимом щите, который отводил от него

потоки огня, выдержать которые мог только господь. Он не знал и не

мечтал, что Высочайший Воин, скрытый в Возничем, охраняет его, ибо

знай он это во время борьбы, как мог бы он научиться доверять Высшему

Я внутри себя? Я, действующее вне, должно исчезнуть прежде, чем явится

сознание того "Я", которое действует внутри.

В этом состоит опыт каждой борющейся души. Через этот опыт должен

пройти каждый, вступающий на путь, который ведёт к Богу. Только в этом

высочайшем одиночестве отчаяния возможно для Арджуны найти своё Высшее

Я. И потому не бойтесь все вы, желающие быть воинами, если друзья

порицают и покидают вас. Не бойтесь даже тогда, когда старшие осуждают

вас, когда младшие презирают, когда равные глумятся над вами. Идите

прямо непоколебимо, ибо Высшее Я внутри вас. Вы можете сделать много

ошибок, ибо Высшее Я воплощено, а ошибки — принадлежность

воплощённого. Помните только, что они от формы, но не от заключённого

в ней Духа, и что благодаря страданию, которое следует за этими

ошибками, всё грубое сжигается, а Высшее Я выявляется всё яснее.

Продолжайте бороться и сражаться с неустрашимым сердцем, и тогда, в

конце вашего сражения на Курукшетре, для вас также займётся заря

Единого Я во всём его величии, и для вас также будут разрушены все

иллюзии, и вы увидите вашего Господа в его истинном виде.

Лекция IIЙОГА ШАСТРА

В этой лекции будет изложена природа Гиты в её сущности, как Йога

Шастра, как Св. Писание Йоги. В нём возбуждается вопрос о деятельности,

какова природа деятельности, какова её связующая сила и как можно

избавиться от её цепей посредством Йоги. Это поведёт нас к рассмотрению

значения йоги и к тому, как следует понимать йогу, а позднее мы

постараемся определить, какие средства для достижения Йоги возможны

для нас. Прежде всего, мы должны ясно знать, что Бхагавад-Гита в своей

сущности есть то, что называется на востоке Йога-Шастра (Религиозная

система или философия Йоги). Это Св. Писание Йоги дано самим Господом

Йоги.

Говорящий есть Йогишвара, Господь Йоги, и мы читаем в конце книги,

когда всё уже было сказано, как тот, к которому была обращена речь,

говорит: "Милостью Вьясы, я услышал эту тайную и высочайшую Йогу из

уст господа Йоги, самого Кришны, говорившего перед моими очами"

(XVIII, 75). Таким образом, мы имеем здесь учение йоги, переданнае

самим Йогишварой. "Как мне познать тебя, о Йог?" (X, 17) — вот крик

Арджуны. Он думает о нём, как о Йоге, и в ответ на этот вопрос

раскрывается перед ним Божественная Форма — факт величайшего значения

для проникновения в истинный смысл Йоги, как мы это узнаем позднее.

И далее мы увидим, что Арджуна снова возобновляет свою просьбу:

"Подробно поведай мне о твоей Йоге" (X, 18). Вот чего Арджуна ищет,

чтобы покончить со своими колебаниями и иллюзиями. "Кто знает по

существу это моё превосходство и Йогу мою, тот будет приведён к

гармонии устойчивой Йогой. В этом не должно быть никакого сомнения"

(X, 7). Таким образом, все мольбы ученика к Господу Йоги сводятся к

желанию понять внутреннее значение Йоги. В этом и кроется истинная

суть Гиты.

Но каким образом сочетается это учение Йоги с тем, что рассказывается

в самом начале Гиты? Ибо вы должны помнить, что говорящий и ученик

стоят в середине между двумя армиями, которые готовятся вступить в

бой. Как раз когда "выстроившиеся в бой сыны Дхртиараштры были готовы

к сражению" (I, 20), сердцем героического Арджуны овладело великое

отчаяние. Целью всего, что говорится и что делается в Бхагавад-Гите,

является один и тот же мотив: придать Арджуне мужество и решимость,

вовлечь его в действие, принудить его, если нужно, к сражению, и все

аргументы постоянно сопровождаются одним и тем же припевом: "и потому

сражайся!". Всё равно, о чём бы ни шла речь, о природе ли Дживатмы,

нерождённой, неумирающей, неизменной и постоянной, или же о значении

Единства и Многообразия, о строении миров, о значении единой Жизни,

проникающей всё сущее, — в конце всех философских разъяснений опять

звучит всё тот же припев: "И потому постоянно думай обо мне одном и —

сражайся!" (VI, 7). Или когда речь идёт о благоговейной преданности, и

ученику указывается на необходимость делать всё во имя Господа, и всё

же, "устремив свои мысли на Высочайшее Я... сражайся, Арджуна!" (III,

30). И когда видение Божественной Формы раскрывается перед Арджуной,

мы