А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

отлично и без меня и что Он не может зависеть от одной

определенной индивидуальности, в которой, в конце концов, действует

всё же Он, а не я, и что у него много слуг, через которых он может

действовать. Я поняла, что делать то, что можешь делать хорошо, а

остальное предоставить другим, и есть путь Мудрости в действии. И я

всегда убеждалась, что, если приходилось оставлять недоделанным то,

что за недостатком времени не являлось моим долгом, всегда находились

другие, делавшие то же дело до конца, таким образом вся задача, во

всей полноте, выполнялась лучше, чем когда одна личность стремится

завладеть всем делом для себя одной.

Каким же образом усваивается этот урок деятельности человеком? Он

усваивается, когда уясняется следующая истина: "Не я — совершающий".

"Обольщённое себялюбием Я думает: я есмь совершающий" (III, 27). Но

это не так. Мудрый сказал: "Я не действую... даже взирая, слушая,

ощущая, обоняя, принимая пищу, двигаясь, почивая, дыша, говоря, давая,

хватая, открывая и закрывая глаза, я должен сознавать: чувства

двигаются среди предметов чувств" (V, 8, 9).

"Я не действую". Вот что означает бездействие в действии. Подобно

своему Господу, он пребывает над качествами, заставляя их работать.

Он взирает, и когда он поймет, что "не он действующий", тогда все

праведные действия начинают совершаться по его воле и всё двигается

беспрепятственно к назначенной цели.

Великий урок для деятеля заключается в сознании: "Не я — совершающий".

Это сознание должно сопровождать каждое действие. Есть только один

совершающий, Верховный Господь, а действующий человек — лишь одна из

его рук, являющаяся в человеческом мире для того, чтобы исполнить ту

или иную определённую задачу. И в пределы этой задачи вовсе не входит

забота о том, как будет выполнена вся имеющаяся в мире работа, а лишь

одно — как выполнить возможно лучше ту определённую задачу, которая

выпала на долю этой руки. И если вы в состоянии думать о себе только

как о руке — руке, способной думать и находить лучшие пути для исполнения,

в таком случае вы неизбежно потеряете жадность ко множеству встречаемых

задач. Если человек хочет рисовать, ему вовсе не нужно держать в руках

одновременно кисть, перо и карандаш, а может быть, и плуг, и молоток,

и топор, которые нужны в другое время. Ему нужно иметь только одну

кисть, когда он захочет рисовать, а когда он захочет пахать, тогда

пусть возьмет в руки плуг, когда захочет писать — пусть возьмет перо,

но всегда только одно орудие, нужное в данное время. Таков правильный

приём, когда человек действует.

Делайте возможно совершеннее всё, что вы делаете, ибо ваша

деятельность должна отражать совершенство Господа. Вот почему лучше

сделать одну вещь в совершенстве, чем сделать их сто кое-как. Но чтобы

достигнуть этого, необходимо не только потерять привязанность к плодам

деятельности — "Без привязанности совершай должные действия, ибо

воистину, свободно совершая действия, человек достигает Высочайшего"

(III, 19), но и каждое своё действие совершать как жертву. "Мир скован

деятельностью, если она совершается не ради жертвы; ради жертвы

выполняй и ты свои действия, свободный от привязанности, о сын Кунти!"

(III, 9).

Великий закон жертвы, поддерживающий Вселенную, должен найти свое

воплощение в человеке действия. В IV Беседе Господь даёт пространное

описание различных видов жертвы, которые приносятся людьми. "Все они,

— говорит Господь, — обладают совершенным знанием жертвы" (IV, 30), и

все действия должны совершаться во имя жертвы.

Но в чём состоит закон? Он состоит в том, что для жизни одних существ

должны быть пожертвованы жизни других, вследствие чего каждое

существо, по мере достижения самопознания, должно быть готово уплатить

свой долг, пожертвовав, в свою очередь, и свою собственную жизнь. И

этот закон существует не только для одних людей. Он существует и для

камней, и для растений, и животных. Камень разбивается, чтобы служить

питанием для растения. Растение уничтожается, чтобы служить питанием

для животного. Животное охотится за другим животным, и более сильное

пожирает более слабого. Человек живёт за счёт другого человека,

истребляя себе подобного физически, вначале ради пищи, а затем и ради

иных целей. Закон Жертвы разлит во всей природе потому, что Создатель

есть Господь Жертвы, и первая принесенная жертва есть Его пожертвование

Собой. Он есть та творческая энергия (Пуруша), из которой произошла

вся вселенная.

Самопознание должно постепенно раскрыть для человека Закон