А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

для эволюции

других объектов, и сам он получает стимулы от других, ради раскрытия

Единого Я во всём. Камни и деревья, животные и люди, дэвы и асуры, все

они действуют друг на друга, совершается постоянное взаимодействие,

постоянные взаимные влияния одного на другое, и от этого зависит успех

эволюции.

Для того, чтобы разбудить тот аспект сознания, который носит название

Иччха, мир переполнен предметами, как привлекательными, так и

отталкивающими. Подательница предметов желания, Шри Лакшми, супруга

Вишну — великая представительница Пракрити (материи), и в её руках

находится сокровищница всех предметов, которые возбуждают, укрепляют

и развивают этот аспект сознания. Не следует забывать, что Лакшми —

супруга Вишну, а желание — слуга Мудрости.

Воля (Иччха) должна быть вызвана воздействием на неё со всех сторон

желанных предметов, чтобы, отправляясь в погоню за ними, она могла

стать сильной, её могучая энергия могла быть пробуждена внутри

сознания. Но точно так же аспект Джнанам должен быть вызван к

жизнедеятельности ненасытной жаждой желания, неутомимым стремлением к

привлекательным предметам. И на всех ранних ступенях эволюции знание

(Джнанам) является не господином над желанием, а слугой его. Это не

есть Джнанам в его высшем смысле, это — его низшее проявление.

А затем должен быть пробужден и аспект Крия — деятельность,

способность действовать на внешний мир.

Иччха (воля) есть то изменение внутри сознания, которое увлекает

человека к предметам желания. Джнанам (знание) есть то, что отражает

внутри сознания предметы, наполняющие мир. Крия (деятельность) есть

то, что выступает, чтобы овладеть, схватить, удержать. И все три

аспекта необходимы для того, чтобы сознание проявилось вполне.

Кроме того, каждый из трех обладает в свою очередь двумя аспектами —

низшим и высшим, принадлежащим к пути Выступления и к пути Возврата.

В своей основе каждый из трех аспектов остается тем же, но проявления

каждого меняются сообразно направлению пути.

И мы сейчас увидим, что перемена происходит в низшем тогда, когда оно

разовьётся в размере всей своей силы. Тогда оно превращается в высшее,

изменяя лишь своё направление и устремляя все собранные до этих пор

силы на движение к Высочайшему. Так, в Дэви Бхагавата Дурга

преобразуется каждый раз, когда она меняет своё направление:

отворачиваясь от своего Господа, она — Пракрити (материя),

поворачиваясь к нему, она становится единой с ним, она — Махадэва.

Остановимся на минуту на пути выступления. Здесь желание есть добро.

Без желания нет прогресса, без желания есть сон. Интересно отметить,

что Иччха (воля) имеет своим соответствием в мире материи тамас,

инертное свойство материи. Гуны, подобно сознанию, имеют свои высшие

и низшие аспекты: низший тамас есть неподвижность, высший есть мир,

устойчивость, равновесие. Инерция материи соответствует абсолютному

покою, Миру Высочайшего. Существует высший и низший полюс материи.

В высшем — совершенная устойчивость, в низшем — неподвижная инерция.

На пути Выступления эта инерция должна быть преодолена, и она

пересиливается тем, что в сознании возбуждается тяга к желательным

предметам и отвращение от нежелательных; пробуждается желание, и оно

преодолевает лень, страстное стремление побеждает препятствие,

поставленное перед ним инерцией материи. И не следует слишком рано

отказываться от этого низшего аспекта желания. Ибо если отказ

последует преждевременно, остановится эволюция сознания, тамас возьмёт

верх, и на месте деятельности водворится летаргия. Человек мира сего,

мирской человек в полном смысле этого слова, должен быть полон желаний.

Так же и с другими аспектами сознания. На низшей ступени Джнанам —

что означает Мудрость — принимает форму Виджнанам, распознавательной

способности, которая разделяет и раздробляет. Знание обособленного

должно предшествовать знанию Единого, и пока способность распознавания

не отразит в сознании множественности, до тех пор нет надежды, что

сознание проникнет в природу множественности и через множественность

придет к Единству. Чем совершеннее этот аспект сознания будет

различать, отделять и классифицировать, тем полнее он начнет понимать.

И это мы видим в науке, которая является выражением низшего аспекта

Мудрости (Джнанам), её низшего полюса. Наука выражает прежде всего

идею различия, затем идею классификации, которая есть первая ступень

к объединению. Пока вы не узнаете различия, вы не узнаете единства.

Единство не производит впечатления на сознание, пока различие