А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

на своё

собственное место. Три главных средства, или пути к йоге, определены

так: "Йога Отречения" — отречения от желания. "Уравновешенный йогой

отречения, ты сам придешь ко мне" (IX, 28).

Йога Распознавания приводит к единству посредством знания: "Этим я

дарую Йогу Распознавания, посредством которой они достигают меня"

(III, 10). Затем Йога Жертвы, которая приводит к единению посредством

действия: "Единение йогой через действие" (III, 3).

Это — те три пути, которые, как мы увидим ниже, в совершенстве

приспособлены к своим особым целям когда же цель достигнута, шедший по

одному из убеждается, что он овладел всеми тремя путями и что по

какому бы он ни пошел, он достигнет той же самой цели. Как сказано по

отношению путей Санкхья и Йога, только "дети, а не мудрецы, говорят о

Санкхье и о Йоге как о чем-то разном. Тот, кто постоянен хотя бы в

одном из них, достигает плодов обоих" (V, 4).

Мудрый признаёт все три пути за один, хотя они называются различно по

причине, которую мы сейчас увидим. Начнём с того, что представим себе

круг эволюции из нисходящей и восходящей дуги, из Правритти Марга и

Нивритти Марга, пути Выступления и Возврата. Е. П. Блаватская

придавала большое значение этому "спусканию духа в материю" и

последующему его восхождению. По обоим этим путям неизбежно проходит

вся человеческая эволюция. Каждое человеческое существо подвигается по

одному их этих путей, и о них сказал Шри Кришна: "Свет и Мрак — таковы

два вечных пути мира: по одному идет тот, кто не возвращается, по

другому тот, кто возвращается вновь" (VIII, 26).

Это не буквально относится к путям выступления и возврата, так как

человек может быть на пути возврата в течение многих воплощений,

прежде чем он вступит на последнюю ступень, о которой говорит Шри

Кришна, и уже не вернется более назад. Но, идя по этому пути, он более

не удаляется, а возвращается домой, хотя бы дом этот находился ещё

далеко впереди. На пути выступления человек рождается снова и снова,

толкаемый к рождению желанием, он рождается в условиях, подходящих для

удовлетворения его желания, и каждое новое рождение куёт новые звенья

в удлиняющейся цепи, которая связывает его.

На пути Возврата человек рождается для того, чтобы выплатить долги,

совершенные в прошлом, и каждое рождение уничтожает несколько звеньев

в укорачивающейся цепи, которая связывает его.

На пути Выступления — сознание во власти материи, оно стремится

захватить как можно больше материи и удержать её для своей пользы. Но

по мере того, как сознание начинает все яснее распознавать окружающую

среду, оно становится всё разборчивее, всё разумнее делает свой

подбор. Путём опыта в области материи оно дифференцирует свои

собственные способности, и функции этих последних специализируются всё

более и более. Функции эти строят постепенно органы для более полного

выражения приобретенных способностей. Путём упражнения этих органов

функции становятся всё отчётливее, туманное делается определенным,

массивное — обостренным. Неопределенное "ощущение" внешнего мира на

первых ступенях эволюции становится позднее зрением, слухом,

осязанием, вкусом и обонянием. Ощущения дают материалы для познавания,

и сознание развивается. Всё это необходимо, чтобы обеспечить сознанию

господство над материей, и ради этого человек идёт по пути Выступления.

Под конец насыщение заменяет чувство голода, и медленно, возвращаясь

время от времени на покинутый путь выступления, сознание начинает

поворачивать внутрь, и уменьшающийся интерес к не-я позволяет

вырастать увеличивающемуся интересу к Высшему Я.

Человек вступает окончательно на путь Возврата, и все поучения Гиты

обращены к сознанию, уже вступившему на этот путь. Они не только

бесполезны, но даже вредны для того, кто всё ещё на пути Выступления.

Обе половины полного круга эволюции дают нам первое разделение

человечества на два больших класса, на тех, которые выступают, и на

тех, которые возвращаются, на тех, которые дифференцируются, и на тех,

которые объединяются. Первый класс заключает в себе огромное большинство.

Второй, на нашей ступени эволюции, заключает в себе лишь немногих.

На том и другом пути, спускающемся и поднимающемся, можно отметить

три подразделения, которые различаются по основному темпераменту людей.

Под "темпераментом" я подразумеваю преобладание — среди множества

разновидностей — одного из трёх аспектов сознания, которому соответствует

одно из трёх свойств материи, одна из трёх гун. Аспекты сознания

называются Джнанам, Крия