А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

в таком случае

уничтожение физической жизни этих людей может стоять в гармонии с

Высшей Волей.

Современные люди смотрят на смерть, как на что-то печальное и ужасное.

Они видят в смерти врага человеческого, но в действительности смерть

имеет другой смысл, вовсе не враждебный для человека. Нет, смерть есть

друг, а не враг наш. Это она открывает двери нашей тюрьмы, где Дух

разбивается о препятствия, построенные нашим дурным прошлым. И смерть,

столь ужасная, если смотреть с одной точки зрения, окажется вратами,

ведущими в истинную жизнь, если смотреть на неё с другой точки зрения.

И если человек, подобный Дурьёдхане, благородный во многих своих

импульсах, безукоризненный в своей храбрости, любящий свой народ и

стремящийся к его благу, когда такой человек начинает поступать дурно

и противиться Божественной Воле, какого лучшего посланника может

послать к нему сама любовь, как не смерть, которая, устраняя телесное

ограничение, раскрывает духовное видение? Когда вы поймёте это, вы

начнёте разбирать, что даже война со всеми её ужасами есть послание

милосердия и освобождения для многих, падающих на поле сражения. И

если Бог может выносить страдания, мы тоже должны выносить их и быть

готовыми содействовать его Воле. Если Мудрость и Любовь заявляет, что

сражение необходимо для прогресса в данную минуту, тогда и сражение

является сотрудничеством с Богом, и тогда звучат слова: "поэтому

сражайся, Арджуна!".

Праведная деятельность есть, таким образом, урок, даваемыый

Бхагавад-Гитой, а праведная деятельность состоит в том, чтобы

поступать в гармонии с Божественной Волей. Это единственно верное

определение праведной деятельности: не во имя плода, не во имя

влечения к действию, не во имя привязанности к какому-нибудь объекту

или результату деятельности, но всецело в гармонии с Волей, которая

действует для общего блага. "Без привязанности совершай постоянно

действие, которое есть долг" (III, 19), вот что является единственно

правильной деятельностью.

А теперь возникает большое затруднение для изучающего Бхагавад-Гиту.

Может случиться, что Джнана, человек вполне мудрый, Бхакта, человек

вполне преданный и Карма — человек, действующий правильно, — возможно,

что все эти люди работают в верном направлении, что деятельности их

направляются к высшему. Ибо для праведной деятельности необходимы:

совершенная мудрость, совершенная преданность и совершенное равнодушие

к плодам деятельности, и только мудрые и преданные деятели могут

осуществлять праведную деятельность. В чём же затруднение? Затруднение

в том, что человек связан деятельностью. Эта мысль, по-видимому,

возникала в уме Арджуны, когда он слушал прославление деятельности.

Учитель провозглашает: "Мир скован деятельностью" (III, 9).

Деятельность выковывает связь между нами и теми предметами, на которые

наша деятельность направлена, и связывают нас не только дурные

действия, но также и хорошие. Верно, что плоды будут иные. Плодами

дурной деятельности будет горе, а плодами доброй деятельности будет

счастье. Но те и другие одинаково связывают нас. Каким же образом

разрешить эту задачу? Мы должны быть деятельны, работать, упражняться,

должны участвовать в задачах мира, должны сделать для других

деятельность привлекательной, должны работать для блага человечества.

И в то же время мы не перестаём опутывать себя цепями, связывающими

крылья Духа, которые могли бы воспарить, если бы не эти постоянные

цепи, тянущие их вниз. Может ли скрывать такой смысл учение Владыки

Йоги? Нет. Господь хочет высказать не только то, что человек связан

действием. Он говорит и другое: "Одним отречением человек не

поднимется до совершенства (III, 4). Задача становится, по-видимому,

всё более и более запутанной. Не удивительно, что Арджуна был смущён.

И бездействием нельзя достигнуть свободы. Да бездействие в сущности и

недоступно для человека. И это исключено: "Никто, даже на один миг, не

может остаться истинно бездействующим, ибо все беспомощно влекутся к

действию свойствами, от природы исходящими" (III, 5). И в другом

месте: "Воистину, не может воплощённый вполне отказаться от действия"

(XVIII, 2).

Что же в таком случае остаётся несчастному человеку? Ему говорят, что

нужно быть деятельным. Когда же он начинает действовать, ему говорят,

что действие связывает его; а когда он хочет освободиться, ему

говорят, что не следует отрекаться от деятельности. Более того:

"Воистину, без привязанности совершая действия, человек достигает

Высочайшего" (III, 19).

Как же распутать