А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

и Иччха, гуны — Саттва Раджас и Тамас, т. е.

мудрость, деятельность и воля, ритм, движение и инерция.

Это распределение переносит нас снова в область тройственности,

которым отличается наша Вселенная. Мы уже знаем, что троичность Логоса

отражается в человеческом сознании — Дживатме, и в материи — упадхи.

Если вместо изучения сознания мы начнем изучать проводники, мы увидим

ту же троичность и убедимся, что она соответствует трем гунам материи

(Пракрити): ритму (Саттва), энергии (Раджас) и инерции (Тамас). Всюду

мы видим ту же троичность; и если одно из трех свойств преобладает,

остальные два тоже присутствуют, только они временно скрыты,

подавленные первенствующим свойством. Нет ни единого атома материи,

в котором не заключались бы одинаково все три гуны, нераздельные и

неразделимые. И только когда возникают соединения, молекулы, ткани,

органы и тела, благодаря взаимным соотношениям атомов и молекул, одно

свойство может выделиться как преобладающее, и тогда такое соединение

называется по преобладающей гуне или саттвическим, или раджасическим,

или тамасическим. Но не нужно забывать, что все три гуны всегда

налицо, и если одна и них резко выявилась, обе остальных могут быть

вызваны к жизни соответствующими стимулами. Но при этом никогда не

следует терять из виду единства, не следует впадать в заблуждение

благодаря троичности гун. Как только мы вступаем в область

множественности, мы не найдем ни единой вещи абсолютно чистой: все

перемешано между собой, всюду частичное проявление, и отсюда —

многообразие всего проявленного. Возьмём для выяснения моей мысли

аналогию с магнитом. Мы знаем, что магнит имеет положительный и

отрицательный полюсы и что в центральной части магнит проявляет очень

мало магнетизма, в этой своей части он почти не притягивает и не

отталкивает. Значит ли это, что весь положительный магнетизм находится

на одном конце магнита, а весь отрицательный на другом, и в середине

нет ни того, ни другого? Совсем нет. Но в середине положительный и

отрицательный токи по существующей гипотезе взаимно уничтожают друг

друга, тогда как на концах токи проходят без противодействия. Отсюда

представление, что положительное электричество вытекает из положительного

полюса, а отрицательное — из отрицательного, тогда как на самом деле

ток тот же самый, циркулирующий всё время вокруг молекул. Таким

образом появляется разнообразие, которое мы принимаем за разделенность,

но которое на самом деле не есть разделенность, а только временное

явление, производимое направлением токов. Подобным же образом и три

аспекта сознания всегда налицо в каждом индивидууме, причём один или

другой аспект преобладает, как уже упомянуто выше.

На пути Выступления все три аспекта сознания находятся в периоде

сильного роста, или, скорее, раскрытия. Все они налицо, но они ещё не

раскрылись, ещё не проявились вполне. Эта частица Единого Я, Дживатма,

обладает всеми возможностями Божественности, но они завернуты внутрь,

как в семени завернуты все возможности того дерева, которое вырастает

из него.

И мы знаем, до чего прекрасны эти аналогии в природе, и как многому

могут они научить нас. Если мы возьмём семя и осторожно разрежем его,

мы увидим, что внутри его завёрнуты три части растения — корень,

который растёт вниз, ствол, который растёт вверх, и листья, которые

распространяются во все стороны: всё растение в миниатюре перед нами,

изумительный микрокосм будущего макрокосма — дерева. И так во всех

остальных случаях зачаточного роста. Этот способ природы заворачивает

внутрь то, что должно быть развёрнуто в течение эволюции, повторяется

снова и снова в физическом отражении того Семени Жизни, которое

исходит от самого Логоса.

Таким образом, мы имеем в каждой Дживатме, вступающей на путь

Выступления, три функции или три аспекта сознания, и все три должны

быть приведены к деятельному проявлению. Ради этого и существует

физический мир. Он существует только для того, чтобы Дживатма могла

развернуться внутри него, и каждая подробность мировой жизни

предначертана с величайшей заботой и совершенной Мудростью для того,

чтобы Божественные силы Дживатмы могли быть извлечены из их

зачаточного состояния и проявлены во всём их величии как результат

работы Вселенной.

Мы видим, что мир переполнен предметами, и это для того, чтобы

предметы, привлекая и отталкивая друг друга, своими столкновениями и

разделениями совершали эволюцию формы и вызывали раскрытие скрытых в

ней сил. Каждый объект, в свою очередь, является стимулом