А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

в

Бхагавад-Гите и аллегорию нашего собственнного Духа, раскрывающегося

внутри нас самих. В первом смысле Бхагавад-Гита раскрывает нам смысл

настоящей Индии и Индии будущего, а во втором — её учение выражено в

"Махабхарате" в таких словах: "Я есмь учитель, а ум есть мой ученик".

Следовательно, Шри Кришна является в этом втором смысле Учителем, а

Арджуна — умом, низшим манасом, обучающимся у Учителя.

Проникая в первый, исторический смысл, мы увидим, что появление

Аватара есть появление Логоса мировой системы в физической форме

в момент какого-нибудь великого кризиса в эволюции. Аватар — в

данном случае Шри Кришна — появляется, скрываясь под человеческой

формой, чтобы иметь возможность дать новое направление человеческой

истории с такой могучей властью, на которую не способна меньшая сила.

Но Аватар есть также Логос и человеческого Духа, его Высшее Я,

относительно которого каждый индивидуальный дух есть лишь его частица

(амша). Таким образом, Аватар одновременно и Господь нашего мира, и

Господь нашего человеческого духа, и если мы смотрим на него под этими

двумя видами, истина начинает светить нам и мы начинаем понимать.

Если взять историческую драму, которая имеется в виду в Бхагавад-Гите,

то мы увидим Индию, проходящую через долгий период величия

и процветания. Шри Рама Чандра правит её землями, как образец

божественного царя-правителя, дающего определённую форму юной цивилизации.

Позднее наступают иные времена, когда Правители ослабели и

начали возникать различные распри и столкновения. Великая каста

кшатриев была уничтожена почти до основания Аватаром Парашуром. Но

затем она расцвела сильнее прежнего. В эту эпоху истории Индии первый

отпрыск великой арийской расы основался в её северной части.

Этот отпрыск послужил образцом для господствующей нации. Великая

религия, обнимавшая вершины и глубины человеческой мысли, способная

наставлять и земледельца в поле, и философа в тиши его уединения, —

такая всеобъемлющая религия была провозглашена Риши, святыми этого

первого отпрыска арийской расы. И не только религия, но и образ

правления, и экономический, и общественный порядок были созданы

мудростью Ману и проведены в жизнь вначале самим Ману. Но и этого

мало: с необыкновенной мудростью была распределена и отдельная

жизнь индивидуумов, она была разделена на различные ступени, через

которые жизнь человека проходила между рождением и смертью, и ступени

эти были со своей стороны воспроизведены в системе каст. Так

глубоко была продумана эта младенческая цивилизация, данная всей

расе как образец того, что должно явиться там, где правит Мудрость

и где вдохновляет Любовь.

Основная нота этого порядка была Дхарма, Долг, праведный Порядок.

Постепенно, как все преходящие вещи, образец этот портился,

становился всё слабее и слабее. Так бывает всегда, когда задача исполнена.

Затем настала иная задача для Индии, ещё более великая и божественная.

Сослужив свою службу как образец благоустроенности и сознания долга,

она должна была в далёком будущем, которое было ясно видно для

божественных очей Шри Кришны, сослужить иную службу, и эта служба —

спасение мира, в этом — ключ ко всем последующим событиям. Ни одна

нация не может подняться до такого высокого назначения, как перейдя

через долину смерти и скорби, и испив до последних капель горькую чашу

унижения. С этой целью и пришёл Шри Кришна, чтобы сделать это

возможным, чтобы сделать это неизбежным... Только благие руки Аватара

могли направить индусский народ на этот путь, путь унижения и

страдания. Менее любящие и мудрые руки не могли бы сделать этого. И

если внимательно всмотреться в историю жизни Шри Кришны, мы увидим,

что всё дело этой жизни, в которую он влагает свою несравненную силу,

направляется его далеко видящей, неуклонной и неизменной волей. Его

воля в том, чтобы создать из этой страны, из этого народа Спасителя

мира.

Как же идёт это создание?

Прежде всего через уничижение, а какая страна прошла через глубину

такого уничижения, как Индия? Кто взглянет назад на неё, на величие

её прошлого, когда она неограниченно царила над миром в своём тройном

венце духовного познания, интеллектуальной силы и безграничного

процветания, и кто взглянет на неё теперь, развенчанную и выплакавшую

все свои слёзы... И всё же строителем её судьбы был не кто иной, как

Господь Любви, который на поле Курукшетра сделал эту судьбу неизбежной.

Он разбил вдребезги оплот древней Индии, касту кшатриев, направив их

мечи на собственную погибель. Он выражает