А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

не

научит распознавать его. Пока вы окружены неподвижным воздухом, вы не

сознаёте его; и только когда начинается движение ветра, вы узнаёте,

что окружены со всех сторон атмосферой. Один цвет совсем не был бы

цветом, ибо вы не видели бы ничего иного, и идея цвета не могла бы

возникнуть. Только когда возникают его различия, начинает развиваться

и чувство цвета. Чувство счастья не могло бы возникнуть, если бы не

было другого его аспекта, страдания, ибо только путем перехода от

наслаждения к страданию, от радости к печали возникает знание того и

другого, а затем и возможность подняться над обоими. Вот почему этот

низший полюс Джнанам должен быть выработан на пути Выступления, и чем

совершеннее будет его развитие, тем более будет готово сознание к

великой перемене направления, которая последует затем.

Третий аспект сознания, Крия, деятельность, должен быть также

выработан, подталкиваемый со всех сторон, придающий желанию тревожный

характер, делающий ум беспокойным, а тело — подвижным, он бросается

во все стороны в постоянной тревоге и постоянном волнении. И вся эта

суета, всё напряжение и озабоченность означают рост сознания. Настанет

время, когда и он придет в порядок. Это будет тогда, когда наберется

достаточно материала. Пока же не накопится энергия, нечего заботиться

о её контроле, так как и контролировать-то нечего. Чем энергичнее

проявление аспектов и свойств у человека, тем более он подаёт надежды.

Вопрос этот ставится обыкновенно совершенно иначе, и мы скоро подойдём

к иной его постановке. А пока я утверждаю, что наиболее обещает в

будущем не умеренный человек, а как раз тот человек, который заряжен

всевозможными желаниями, стремительно подхватывающими его и несущими

вперед. Человек с умом активным, быстрым и беспокойным, исследующим,

наблюдающим, раздробляющим, делающим индукции и дедукции; человек,

тело которого так полно деятельности, что если ему нужно двигаться,

бежит, а не идёт — такой человек обещает многое в будущем.

Я не говорю, что такой человек привлекателен для тех, кто видит лишь

внешнюю сторону, но в нём заключены возможности, в нём нечто

раскрывается, есть материал, над которым можно работать. Если вы

хотите строить дом, вам прежде всего нужны кирпичи. И хотя повозки с

кирпичами и некрасивы, и непривлекательны, они необходимы для работы

архитектора, для создания из кирпичей прекрасного здания.

Человек, беспрестанно засыпающий, не годится для напряжённого труда,

требующегося на высших ступенях.

Поверьте мне, Господь не вызвал бы к жизни всей этой тревожной суеты,

если бы она не была важнейшим путём к цели, ибо Любовь и Мудрость

управляют Вселенной. И именно из людей, шедших с особой энергией по

пути выступления, выходят пионеры пути Возврата, они первые

поворачивают домой.

То, что полезно на пути Выступления, — присваивание, удержание за

собой, энергичный захват, всё это необходимо для раскрытия сознания,

для развития организма, для построения проводников, которые необходимы

для будущих задач Дживатмы.

Если даже взять самое неприятное явление современной цивилизации —

человека, который накапливал миллионы за миллионами путем закабаления

бесчисленного количества людей, всё же нужно признать, что человек

этот развил силу воли, что он достиг сосредоточения мысли, что он

приучил себя к деятельности, не знающей устали, не боящейся никакого

труда. И хотя задача такого человека была несомненно недостойная, но

преследуя её, он развил в себе качества, которые сделают из него в тот

день, когда он заменит свою недостойную задачу благородной целью,

могучую силу для блага мира.

А теперь посмотрим, как происходит эта замена. Мы видим, что Шри

Кришна говорит о людях, которые, поклоняясь, ищут награды. Таким

поклонением вносится новая наклонность в человеческую душу. И хотя

нельзя ставить высоко поклонение, которое совершается ради награды,

но людей следует брать такими, каковы они на самом деле, не какими

мы воображаем их. Три дважды рожденные касты, которые упоминаются так

часто, символизируют три определенных типа человеческой природы. На

той ступени, которую мы рассматриваем, представители всех трех каст

руководимы желанием, желания же их определяются тем аспектом сознания,

которое преобладает в каждой из них. В касте вайшья, в которой

господствует воля (Иччха), деятельность вызывается дхармой накопления

предметов желания. В касте кшатриев, у которых преобладает Крия

(деятельность), стимулом является дхарма великолепия, господства,

власти. У брахманов,